ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 7

Прибытие Владимирской иконы в Москву ошибочно отнесено к 15 августа; заглавие: «В той же день Стретение иконы Владимирскиа…»; древнейший список, 1560 гг. (повесть помещена под 26 августа), заглавие: «В той день празднуем Сретению иконы… Владимирския». Внесённая в Софийскую II и другие летописи под 1514 г., повесть «О иконе Пречистыа Володимерскиа» рассказывает о поновлении и украшении Владимирской иконы. В ней также подчёркнуто, что образ написан апостолом Лукой (сообщается об установлении праздника в память о поновлении иконы 21 мая). Кроме того, изложена краткая история Владимирской иконы до её поставления в московском Успенском соборе, причём принесение иконы из Царьграда связывается с именем князя Андрея Боголюбского. В рукописном сборнике из Рогожского собрания после Русского Хронографа следуют четыре статьи о празднованиях Владимирской иконы и три новые повести о её чудесах (они представлены также в ряде других рукописей). По мнению А.А. Зимина, опубликовавшего повести, они составлены между 1547–1563 гг. современником из окружения митрополита Макария; две первые (в редакторской правке) включены в Книгу степенную царского родословия. В первой повести («Знамение ужасно и преславно и како спасен бысть град Москва от нашествия безбожных тотар…») спасение Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г. описано автором как «новейшая чюдеса Богоматери и еже во дни наша содеяшася». Василий Блаженный узрел, как Владимирская икона, от которой был слышан глас («Тако людие прогневаша безлобиваго Бога, яко Аз повелением Сына Своего с русскими чюдотворцами хощем изыти из града сего»), сошла со своего места в Успенском соборе, храм наполнился огнём, его пламя выходило в двери и окна, потом огонь исчез. Слепой инокине из кремлёвского Вознесенского монастыря «мысленными» и «чювственными» очами было дано видеть, как во Флоровские (Спасские) ворота уходил из Кремля «световидный собор» святителей и других святых с Владимирской иконой. Одна отроковица увидела, как преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский пали к ногам уходивших святителей, со слезами умоляя их не покидать Москву. Святители и преподобные, совершив моление перед Владимирской иконой, возвратились с ней в Кремль. В тот же день татары были изгнаны. Во второй повести («О великом и сугубом пожаре и о милостивом защищении, иже на воздусе…») рассказывается о великих московских пожарах 12 апреля и 21 июня 1547 г. Митрополит Макарий, молившийся в Успенском соборе, от жара и дыма пришёл в изнеможение и был вынужден покинуть собор, взяв с собой только икону «письма митрополита Петра» («Петровскую»); «Великий же чюдотворный образ Пречистыя Богородица, иже есть икона Владимерская, его же хотяху изнести из церкви, и не возмогоша его ни двигнути от места, иде же стояше. Сама Богомати сохраняя бяше и соблюдая не токмо Свой Пречистый образ и всю церковь, но и всего мира покрывая и соблюдая от всякого зла». В тот день свершились и другие чудеса: новокрещёный татарин увидел над Успенским собором саму «Госпожу Пречистую Богородицу» в багряных ризах, молящуюся о людях и ризами своими осеняющую и утишающую огненные вихри (эта повесть дошла также в краткой редакции). В третьей повести («Чюдо о тати великия церкви соборныя Пречистыя Богородицы…») речь идёт о некоем каменосечце, «умыслившем» ограбить Владимирскую икону, перед которой «всегда в день и нощь светильник неугасим пребываше», и за это злодеяние наказанном умопомешательством, а затем смертью. В 1550 – начале 1560 гг. была составлена «Повесть на сретение чюдотворного образа Пречистыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мариа…» при участии Московских митрополитов Макария и Афанасия (вошла в Книгу степенную царского родословия, Лицевой летописный свод и другие летописи); сохранилось более 50 списков XVI–XIX вв. Её содержание полностью раскрывается в пространном названии, где отмечены основные исторические периоды в судьбе Владимирской иконы. В Книге степенной (княжение великого князя Василия Дмитриевича) повесть разделена на 11 титлов, в которые вошли наиболее значительные, имеющие в основном церковно-политический характер чудеса Владимирской иконы из сказаний XII и XV вв., а также сведения из летописных источников о событиях русской и мировой истории, духовно связанные с чудотворным образом (в рукописных сборниках встречаются расширенные варианты повести с включением «частных» чудес из сказания XII в.). В повести, следуя возникшей в XV в. традиции, утверждается, что именно эта икона есть подлинный образ Богородицы письма евангелиста Луки, через который Царица Небесная оказывает покровительство «русскому роду»; это предание находит отражение в названии иконы, став его неотъемлемой частью (в том числе в других статьях Книги степенной). В рассказе о принесении иконы из Царьграда в Киев подчёркивается идея сказания XII в.: Богоматерь, подобно солнцу, обходит все страны поднебесного мира. Далее повторяются статьи, изложенные в шестой степени Книги, затем повествуется о нашествиях Батыя и Темир-Аксака.

 



 
PR-CY.ru