ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ –  самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Древней Руси, одна из великих святынь России. История её почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и государственной жизни. По сказанию XV в., она написана апостолом Лукой. Исследователи видели в ней выдающееся произведение византийского искусства, принадлежащее кисти константинопольского мастера, и датировали её от XI в. до первой половины XII в. Художественно-стилистические особенности и исторические данные свидетельствуют, что Владимирская икона Божьей Матери была создана в первой трети XII в., до 1130 г. Икона двусторонняя: на лицевой стороне – образ Богоматери с Младенцем, на обороте – Престол и орудия Страстей Христовых. Фон светло-охристый, позём сиреневатый, с коричневыми разводами «под мрамор», поля тёмно-охристые, надписи (IС ХС. НИ КА) красные. Поля иконы надставлены с четырёх сторон: первоначальный размер с узкими полями – 78х55 см, с надставленными полями – 104х69 см. На лицевой и оборотной сторонах – глубокие ковчеги с крутой лузгой. Изображение Богоматери поясное, Младенец Христос на Её правой руке (слева); ноги Младенца закрыты хитоном, видны лишь ступня правой ноги, слегка согнутой в колене и поставленной параллельно иконной плоскости, и подошва левой ноги. Икона принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление» («Ласкающая»), и представляет тот его вариант, в котором Младенец Христос, прильнув щекой к склонённому лику Матери, обнимает Её левой рукой за шею (под мафорием), а правую руку простирает к Её плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Её левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу. Поскольку живопись XII в. на одеждах Младенца сохранилась лишь в небольших фрагментах, некоторые исследователи (Грабарь И.Э.) полагают, что Он мог быть изображён иначе: либо с обнажёнными до колен ножками, либо стоящим. Однако наиболее верным представляется мнение А.И. Анисимова, показавшего, что первоначальная композиция иконы оставалась без существенных изменений. Икона была создана как двусторонняя, выносная. В Киеве и, возможно, во Владимире она имела рукоять с трёхлопастной вилкой, отпиленную при увеличении полей иконы (боковые части вилки вошли в новое нижнее поле). На обороте иконы изначально было либо Распятие, либо Престол с орудиями Страстей; композиция могла несколько отличаться от сохранившегося изображения конца XIV – начала XV в., где представлен престол, покрытый красной тканью с синей каймой и золотым орнаментом. На престол возложены закрытое Евангелие с синим обрезом в золотом окладе, четыре гвоздя Распятия и терновый венец. На Евангелии – символ Святого Духа – белый голубь с золотым нимбом. За престолом водружен 8-конечный Голгофский крест, по его сторонам копие и трость с губкой. Исследователи отметили смысловую связь скорбного образа Богоматери на лицевой стороне с изображением Престола с орудиями Страстей на обороте иконы и отнесли её к Богородичным образам с актуальной для XII в. «страстной тематикой». Лик Богоматери выполнен по зеленовато-оливковому санкирю прозрачными слоями светлых охр и розово-красной подрумянки. Все красочные слои сплавлены, тональные переходы незаметны. На освещённых частях лежат мазки белил, в тенях и по контурам – красные и коричневые описи. В утончённых чертах лика воедино слились греческий тип образа и вневременной духовный идеал православной культуры, выраженные языком византийской художественной традиции конца XI – начала XII в. Очертания тонкого, с горбинкой носа переходят в длинные спрямленные линии бровей. На переносице санкирная тень образует скорбную складку, усиленную тенями под бровями и нижними веками миндалевидных глаз с тёмными, поднятыми кверху зрачками. Плотно сомкнутые уста ярко-красные. Красными мазками отмечены внутренние уголки глаз. Лик Богомладенца выполнен аналогичным приёмом, но санкирь более светлый, в живописных мазках светлых охр много белил. Так же моделирована и крупная кисть руки Младенца на шее Матери. Первоначально голова Богоматери, покрытая мафорием, и абрис волос на голове Младенца были меньше по своим размерам и, вероятно, имели несколько иные пропорции. Ярко-синий чепец низко закрывал лоб (сохранился фрагмент справа над бровью); края вишнёво-красного мафория с тёмно-охристой каймой, украшенной золотыми линиями, ближе примыкали к лику (древний фрагмент каймы виден вверху слева, между головой Младенца и ликом Матери). Судя по сохранившимся фрагментам, одежды Христа были тёмно-охристые, с золотым ассистом; на простёртой правой руке виден рукав светлой прозрачной рубашки. Фон был золотой, надписи – красные (MR Q У и I С C С, от авторской живописи сохранилась буква «М» и фрагменты других букв; монограмма Христа поздняя).

 



 
PR-CY.ru