ВОРОНЕЖСКАЯ и ЛИСКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 45

Кроме икон киевского и украинского происхождения почитались иконы, принесённые с Афона: Божьей Матери «Скоропослушница» в Воскресенском соборе в Новохопёрске (прислана в 1863 г.), великомученика Пантелеимона и святых Игнатия, Акакия и Евфимия Афонских в слободах Алексеевка и Россошь. К работам столичных художников середины XIX – начала XX в. исследователи относят иконы из собора задонского Богородицкого монастыря, в том числе запрестольный образ Спасителя с видом Задонской обители, выполненный Михаилом Ивановичем Мягковым. В конце 1860 – начале 1870 гг., при архиепископе Серафиме (Аретинском), в перестроенном Благовещенском соборе Митрофанова монастыря был установлен трёхъярусный иконостас из цветного мрамора с иконами письма петербургского живописца Ивана Алексеевича Тюрина. Местный уроженец художник-передвижник Иван Николаевич Крамской также писал иконы, например, для церкви в честь Сицилийской иконы Божьей Матери на подворье Дивногорского Успенского монастыря в Острогожске (около 1870 г.) и для Троицкой церкви хутора Колбинского Острогожского уезда (1870 г.), в усадьбе Перрен-Синельниковых. Живописец Д.К. Мокренков (около 1811 г. – 1890 гг.) писал местные иконы около 1853 г. для Покровской церкви в селе Новая Чигла Бобровского уезда, воронежский иконописец М.И. Боков (1828–1884 гг.) – автор шести икон (1876 г.) для Петропавловской (Крестовоздвиженской) церкви, М. Чернышёв создал иконы для домовой церкви духовной семинарии, Лев Григорьевич Соловьёв, преподаватель иконописного класса духовной семинарии, – автор икон для домовой церкви духовной семинарии и церкви Александринского детского приюта, В.А. Сомова, супруга воронежского губернского предводителя дворянства, писала иконы (около 1900 г.) в том же храме по образцам собора равноапостольного князя Владимира в Киеве, ученик Ильи Ефимовича Репина художник Александр Алексеевич Бучкури (1870–1942 гг.) написал «Благословение Христом детей» и «Моление о чаше» (около 1896 г.) для домовой церкви реального училища в Воронеже. Во второй половине XIX в. некоторое время существовала иконописная мастерская при задонском Богородицком монастыре; исследователям известны отдельные произведения воронежских мастеров-серебряников: Фёдора Кронштрема, А. Смирнова, А. Сукачёва, Т. Туманова. В храмах Воронежской епархии сохранились поновлённые фрагменты настенных росписей второй половины XIX – начала XX вв. в академическом стиле, некоторые являются копиями произведений художников XIX в., например, картины «Явление Христа народу» Александра Андреевича Иванова, росписей и икон Виктора Михайловича Васнецова и Михаила Васильевича Нестерова в киевском Владимирском соборе. Исследователям известны резные иконостасы с мотивами барокко, выполненные в период эклектики, например, в церкви Святой Троицы в селе Старя Ольшанка Землянского уезда, либо из редких материалов, например, хрустальный иконостас в приделе церкви Тихона Амафунтского в селе Подгорном Воронежского уезда, купленный на заводе Мальцева (1872 г.), а также керамические иконостасы из местных глин (фрагменты в собрании Воронежского краеведческого музея).



 
PR-CY.ru