ВОРОНЕЖСКАЯ и ЛИСКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 41

В середине – второй половине XVIII в. иконы и иконостасы писали в стиле барокко, например, пятиярусный иконостас церкви Рождества Богородицы (великомученицы Параскевы Пятницы) в Воронеже, с резными колоннами и виноградной лозой, увенчанный живописной композицией «Распятие» с отдельными резными фигурами Богоматери и апостола Иоанна Богослова, коленопреклонённых ангелов с рипидами (сняты в 1850 г.), как полагают исследователи, был создан к освящению храма в 1761 г., о чём свидетельствует икона Димитрия Ростовского в местном ряду, написанная не раньше его канонизации в 1757 г. Конструкция иконостаса, декор и состав икон, например, местный образ Богоматери на престоле с Младенцем, держащим скипетр и державу, указывают на продолжение традиций конца XVII – первой половины XVIII вв. В 1740–1750 гг. в Воронежской епархии работали местные и приезжие иконописцы. Так, посадский человек из Серпухова Иван Лязгунов подрядился писать иконы для Крестовоздвиженского собора Новохопёрска по образцу иконостаса воронежской Тихвино-Онуфриевской церкви. Согласно дореволюционному описанию, высоким качеством письма икон отличался пятиярусный иконостас усадебной церкви Алексия, человека Божия, в селе Лосеве Воронежского уезда, построенный в одно время с церковью, где находилась местночтимая икона «Явление Божией Матери пономарю Юрышу» (см. ст. Беседная икона Божьей Матери), известная под названием Тихвинской, – родовой образ храмоздателей и владельцев усадьбы Лосевых. В Богоявленской церкви в слободе Лушниковке города Острогожска существовал пышный барочный иконостас (около 1780 г.) с многочисленными выступами-ризалитами, общий для главного храма и двух приделов. В деревянных храмах по украинской традиции встречались внутренние росписи, например, согласно ведомости 1800 г., в ветхой Петропавловской церкви в селе Репьёвка Коротоякского уезда (1761 г.). Из прославившихся в то время в Воронежской епархии икон исследователям известны: образ Смоленской Божьей Матери, хранившийся у вдовы флотского офицера грека Янова и в 1777 г. перенесённый в специально устроенный Смоленский придел при церкви Нерукотворного образа Спасителя (Спасской), списки с Тихвинской иконы Божьей Матери в Петропавловской, Ильинской и Тихвино-Онуфриевской церквах в Воронеже, в церкви Происхождения древ Креста в селе Усерд (бывший город) Бирюченского уезда, почитавшиеся, как полагают исследователи, в XVIII в.; как и в украинских землях, Ахтырская и Каплуновская-Казанская иконы Божьей Матери, например, двухсторонняя из Вознесенской церкви города Коротояка; Ахтырская икона с шитым на пелене орлом из церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Острогожске. Исследователи  отмечают, что сведений о произведениях прикладного искусства середины – второй половины XVIII в. в храмах Воронежской епархии мало. Судя по украшенному чеканкой напрестольному кресту (1761 г., Государственные музеи Московского Кремля) из Толшевского Преображенского монастыря, были и предметы московской работы, и более скромные произведения, например, напрестольный крест из Казанской церкви в Павловске (1773 г., Государственные музеи Московского Кремля), оклад Евангелия с чернью, эмалевыми изображениями евангелистов и чеканной композицией «Древо Иессеево» на нижней доске, выполненный в стиле классицизма с отдельными элементами барокко московским серебряником Алексеем Ивановичем Ратковым (1789 г., Государственные музеи Московского Кремля).

 



 
PR-CY.ru