ВОРОНЕЖСКАЯ и ЛИСКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 43

По свидетельствам XIX в., на территории Воронежской епархии, особенно в малороссийской части, работали «маляры» из слободы Алексеевки Бирюченского уезда, украшавшие храмы изображениями тезоименных прихожанам святых и, по замечанию архимандрита Димитрия (Самбикина), писавшие «нередко очень дурно, только яркими красками». В XIX в. бытовали иконы из крупнейшего центра южнорусского иконописания – слободы Борисовки Грайворонского уезда Курской губернии (ныне Белгородская область), чьи мастера продолжали традиции украинской народной иконописи эпохи барокко, обогащённой заимствованиями из академического иконописания. В храмах Воронежской епархии, а также соседних Курской и Орловской епархий преобладали иконы, выполненные в академической манере, но исследователи встречают и более традиционные, подобные старообрядческим, созданным на Ветке, а также произведениям украинских мастеров. В первой половине XIX в. в ряде крупных храмов были установлены монументальные иконостасы в стиле классицизма, известные исследователям по описаниям в дореволюционной литературе (редко по фотографиям), например, в Троицком (Смоленском) кафедральном соборе и Воскресенском храме Акатова монастыря в Воронеже, Христорождественском соборе в Коротояке, Никольском соборе в Боброве, Преображенской церкви в слободе Белогорье Острогожского уезда. Подобные произведения исполняли по проектам местных архитекторов. Так, иконостас Михайловской церкви кадетского корпуса в Воронеже (1840 гг.) был изготовлен в Москве по рисунку архитектора Авксентия Ивановича Денисенкова. Исследователи отмечают, что в иконостасах эпохи классицизма могли находиться иконы, написанные столичными художниками, например, работы Владимира Лукича Боровиковского в местном ряду пятиярусного иконостаса Троицкой церкви в селе Верхняя Тишанка Бобровского уезда, присланного в 1823 г. владельцем села министром внутренних дел Дмитрием Прокофьевичем Трощинским; икона кисти академика Николая Семёновича Мосолова, местного уроженца, в Христорождественском соборе в Коротояке. В Воронеже известно, что писали иконы губернский секретарь И.В. Шевцов, «занимавшийся живописью по склонности» (образ преподобных Онуфрия и Петра Афонских (1819 г.) для Тихвино-Онуфриевской церкви), Илья Мартинов (для придела Покровской церкви в 1823–1824 гг.), Кузьма Сафонов (поновлял иконы и иконостасы в Покровской церкви в 1839 г.), живописец Дмитрий Курепин (в Покровской церкви писал хоругви и поновлял иконы), мещанин Д.Ф. Медведев имел подряд на изготовление иконостасов (1840–1841 гг.), Ельпидифор Огнев поновлял живопись (в 1837 г. в крестовой церкви архиерейского дома), губернский регистратор Макар Василин выполнил для Благовещенского собора Митрофанова монастыря иконы «Видение Богоматери преподобному Сергию Радонежскому», святых Митрофана Воронежского и Антония и Феодосия Печерских (1842 г.). Создание художественной школы в Воронеже в первой половине XIX в. связано с деятельностью выпускника Академии Художеств Фёдора Фёдоровича Чурикова, запечатлевшего в рисунках и акварелях важные события церковной жизни Воронежской епархии, такие, например, как обретение мощей святителя Митрофана (1832 г.).

 



 
PR-CY.ru