ВИЛЕНСКАЯ и ЛИТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 15

В ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых и в память князя Константина Ивановича Острожского был построен храм-памятник во имя святого равноапостольного императора Константина и преподобного Михаила Малеина по проекту архитектора Менеласа Адама Адамовича при участии епархиального архитектора Алексея Алексеевича Шпаковского на средства известного храмоздателя Ивана Андреевича Колесникова (действительного статского советника, директора Никольской мануфактуры Саввы Морозова). В Москве были сделаны памятные дары, предназначенные для освящавшего храм архиепископа Литовского и Виленского Агафангела (Преображенского; например панагия (1912–1913 гг., коллекция Государственного хранилища ценностей РФ). Храм был заложен 14 мая 1911 г. и освящён 9 мая 1913 г. в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Пятиглавый, с колокольней при церкви, он был спроектирован в новом для Вильны неорусском стиле, декорирован в традициях древней ростово-суздальской архитектуры, внутри – бесстолпный. Виленские мастера осуществляли строительные работы и наружную отделку здания; московские – внутреннюю отделку храма: иконостас, иконы, кресты, колокола, утварь и т.д. Сохранившиеся фрагменты фресок в колокольне кафедрального собора св. Станислава свидетельствуют о связях мастеров, работавших в Вильно, с живописными традициями Сербии и Болгарии. С XV в. стала распространяться живопись в западноевропейском готическом стиле, в монастырских мастерских Вильно создавались картины для алтарей и миниатюры рукописных книг. Первая лицевая рукопись – так называемое Лаврушево Евангелие (начало XIV в., Краков, библиотека Чарторыйских) – с 18 миниатюрами была создана под влиянием византийского искусства. Влияние болгарских и новгородских рукописей исследователи видят в Евангелии XIV в. и Евангелии Сапеги конца XV в. (обе в библиотеке Академии Наук Литвы). В XIX в. для скульптурных и живописных работ в новых и новоосвящённых храмах Вильны приглашали художников академической школы. Так, иконы пятиярусного иконостаса Пречистенского собора написал И.П. Трутнев, Иван Трофимович (Фомич) Хруцкий – для Троицкой церкви, Фёдор (Фиделио) Антонович Бруни – копию картины «Моление о чаше» для женского монастыря св. Марии Магдалины. Одни и те же художники в 1860 гг. работали над отделкой церкви святителя Николая и убранством кафедрального Николаевского собора, для местного ряда иконостаса иконы и образ Саваофа писал профессор Карл Богданович Вениг, другие иконы – Константин Дмитриевич Флавицкий; образы святителя Николая и святого Александра Невского – академик Николай Иванович Тихобразов; запрестольный образ Воскресения Господня, а также картоны изображений святителя Николая, святого Александра Невского, святого Иосифа Обручника для фронтона – Василий Васильевич Васильев (он же написал иконы для Александро-Невской часовни и образ великомученика Георгия для Георгиевской часовни). Находящиеся в нишах и по стенам Николаевского собора иконы работы Фёдора Павловича Брюллова и И.П. Трутнева были переданы из Исаакиевского собора Санкт-Петербурга при содействии А.И. Резанова.



 
PR-CY.ru