ВИЛЕНСКАЯ и ЛИТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 11

Особенности церковного строительства Вильнюса обусловлены историей средневекового Литовского государства, которому присущи многонациональность и многоконфессиональность. Исследователи отчётливо прослеживают взаимодействие различных художественных культур: византийской, соседних славянских народов (белорусской, польской, русской), большую роль играла теснейшая связь с Западной Европой, особенно после принятия католичества в качестве государственной религии. Существовавшие на протяжении столетий конфессии (православие, католицизм, униатство) получали приоритет в разные исторические периоды, святыни Вильнюса (храмы, монастыри, иконы) неоднократно переходили от одной конфессии к другой. Город страдал от разрушительных пожаров, после которых приходилось заново отстраивать многие, в том числе и церковные, здания. Все эти факторы вызывали неоднократные изменения в облике как православных, так и католических храмов Вильнюса. По преданию, первые деревянные христианские постройки возникли в XIII в. на месте древних языческих святилищ. Великий князь литовский Ольгерд, его первая супруга Мария Ярославна, княжна витебская, и вторая – Иулиания Александровна, княжня тверская, основали в Вильно первые православные храмы, ещё несколько церквей были построены после учреждения отдельной православной митрополии (1415 г.). После официального принятия христианства (1387 г.) в стране строились, в основном, католические храмы: Владислав-Ягайло, приняв католичество, заложил в 1387 г. кафедральный собор во имя святого Станислава, учредил епископство и даровал Вильно магдебургское право. При Казимире IV Ягеллончике в 1469 г. вышел запрет строить и поновлять православные русские храмы. Древние церкви или их изображения, за редким исключением, не сохранились (в XIX в. от древнейших в Вильнюсе Успенской (Пречистенской) и Пятницкой церквей оставались только фрагменты стен). После заключения государственной Люблинской (1569 г.) и религиозной Брестской уний (1596 г.) католичество и униатство стали насаждаться насильственно, в 1609 г. православные церкви и монастыри (кроме Свято-Духова) были переданы униатам. В XVII в. абсолютное большинство населения Вильно составляли католики и греко-католики. XVII–XVIII века – период итальянского влияния в архитектуре, когда приглашённые итальянские архитекторы и художники активно участвовали в строительстве и украшении костёлов, именно тогда сложился современный облик города. В 1795–1915 гг. Вильнюс находился в составе Российской империи. Для этого периода характерно возобновление древних православных святынь и строительство новых храмов, в том числе в других городах и местностях епархии. Во второй половине XIX в. церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы и Пречистенский собор были возобновлены с уцелевшими древними фрагментами и в таком виде сохранились до настоящего времени. Свято-Духов монастырь в Вильнюсе – один из главных центров православия на территории Литвы и Беларуси.

 



 
PR-CY.ru