ВАХИАРИЙ - Страница 4

Послание написано по поводу грехопадения одного из монашествующих диаконов, соблудившего с посвятившей себя Богу девой и адресовано к настоятелю монашеской общины, к которой принадлежал падший, диакону Януарию. Присутствие двух диаконов в одной общине – особенность присциллианских общин, о чём свидетельствует шестой канон Цезаравгустанского собора (380 г.). Вахиарий осуждает за жестокость братию монастыря, отвернувшуюся от падшего, и призывает самого падшего к строжайшему покаянию. Разрешить данную ситуацию при помощи брака с совращённой девой Вахиарий считает нечестивым. «Книга о вере» и «О падшем» были весьма популярны в Средние века, о чём свидетельствует большое число рукописей и цитат из этих произведений. Первые пять глав сочинения «О падшем» были известны как самостоятельное произведение «Порицание Евагрия» и приписывались Иерониму Стридонскому. «Книгу о вере» широко использовал Иоанн Фекамский (XI в.) при написании своего исповедания веры («Confessio fidei»). К сомнительным сочинениям Вахиария исследователи относят приписываемые ему Г. Мореном два небольших послания аскетического характера, написанные от имени благочестивой девы и адресованные её сподвижнице (конец IV – начало V вв.). Первое было обнаружено в манускрипте IX в. из Санкт-Галлена и опубликовано Карлом Пёулом Каспари; второе найдено самим Г. Мореном. Однако помимо сходства стиля никаких аргументов в пользу авторства Вахиария, по мнению исследователей, нет. Ещё меньше оснований у исследователей утверждать принадлежность Вахиарию других сочинений, приписываемых ему некоторыми исследователями. Наибольший интерес для исследователей представляет аскетическое учение, разработанное Вахиарием в сочинении «О падшем». Цель аскетического подвига – соединение со Христом, которое Вахиарий описывает в образах духовного брака между Женихом (Мужем, Vir) Христом и невестой – душой. Плодом этого брака является «дух спасения». С помощью чтения Священного Писания душа приближается ко Христу, более тонко чувствует Его присутствие. При этом Вахиарий советует не просто читать священные тексты, но всматриваться в их духовные глубины и видеть за буквой различные смыслы. Кроме чтения Писания (данного нам от Бога Откровения) существуют две важные аскетические практики: пост и молчание. Предающийся грехам находится под властью трёх главных страстей – разврата, алчности и гнева, которые Вахиарий образно называет Венерой, Меркурием и Марсом. Деятельность Вахиария свидетельствует о наличии в Испании уже в начале V в. сформировавшейся монашеской традиции, достигшей расцвета к VII в.



 
PR-CY.ru