ВАХИАРИЙ - Страница 2

В своём послании к испанским епископам Иннокентий I открыто осудил раскол, который учинили епископы Бетики. Исследователи не исключают, что Вахиарий был одним из участников посольства в Рим и от имени духовенства Галлеции подал своё исповедание веры, чтобы засвидетельствовать православие своих соотечественников. Другое сочинение Вахиария («О падшем») написано, как полагают исследователи, в Испании вскоре после 411 г. (расселение в Галлеции вандалов), т.к. в нём есть упоминания о нападении варваров, которые сопровождались гонением на христиан и разграблением церквей и монастырей. Кроме того, в нём упоминается некий епископ, чьё имя обозначено одной латинской буквой «B»; в Галлеции в эту эпоху исследователям известен только один епископ с именем, начинающимся на эту букву, – Балконий (Balconius), епископ города Бракара Августа (современная Брага), занявший кафедру не позднее 415 г. В связи с этим испанский исследователь А. Мундо относит дату путешествия Вахиария в Рим к 415 г., когда с обличением неоприсциллиан выступили Павел Орозий и Августин Блаженный. В этом случае «Книга о вере» могла быть написана позже, чем сочинение «О падшем». Это помогает исследователям разрешить вопрос о сане Вахиария, который в последнем сочинении обращается к монахам «дражайшие братья» («carissimi fratres»), а в первом называет «блаженнейшим братом» папу Иннокентия, что было бы уместно только в устах епископа. Принимая эту гипотезу, А. Мундо делает вывод, что Вахиарий принял епископский сан до написания «Книги о вере»; кроме того, апелляция к папе от имени Собора была бы более весомой со стороны епископа, нежели простого монаха. Некоторые исследователи отождествляют Вахиария с епископом Перегрином, который обнародовал «Каноны» Присциллиана (краткое изложение Посланий апостола Павла), исправив их в соответствии с православным учением. В пользу предположения, что под именем епископа Перегрина скрывался Вахиарий, по мнению исследователей, служит Пролог к «Книге о вере», где Вахиарий символически называет себя «странником» («Peregrinus»); тот же эпитет прилагает к нему Геннадий Марсельский. Имя епископа Перегрина исследователи встречают в семействе испанских рукописей Вульгаты, в котором книги Товита и Юдифи даны в старолатинской версии, а не в переводе Иеронима Стридонского (последний появился около 405 г.). Это может косвенным образом подтверждать датировку деятельности Вахиария первыми десятилетиями V в., но само отождествление остаётся гипотетическим. «Книга о вере» («Libellus de fide») дошла в двух редакциях: первая, краткая, была издана Лудовико Антонио Муратори (1696 г.), вторая, пространная, обнаружена и издана Х. Модосом (1941 г.).

 



 
PR-CY.ru