ВАХИАРИЙ

ВАХИАРИЙ, Вакхиарий, Бахиарий (начало V в.) – епископ (?), испанский церковный писатель, полемист. По сообщению Геннадия Марсельского, Вахиарий ездил защищаться от обвинения в ереси присциллиан в Рим, где папа благосклонно принял составленную им по этому поводу «Книгу о вере». Ж. Дюр относит время путешествия Вахиария в Рим к 384 г. (понтификат Дамаса I, осудившего присциллиан) и предполагает, что «Книга о вере», содержание которой связано с заблуждениями Присциллиана (отношение к апокрифам, роль поста и др.), представляет собой своеобразные ответы на вопросы Иеронима Стридонского. Однако ни Иероним, ни папа Дамас не упоминают о Вахиарии. У самого Вахиария есть аллюзии на сочинение Иеронима Стридонского «Против Гельвидия» (после 383 г.). Кроме того, исследователи нашли параллели между «Книгой о вере» Вахиария и «Апологией» Руина Аквилейского, адресованной папе Анастасию I (в 400/401 г.), и других апологией («Liber Apologeticus»), которые испанские присциллиане подали на Соборе в Бурдигале (современный Бордо; 384 г.). «Книга о вере» затрагивает и вопросы, связанные с оригенизмом (о происхождении души), что указывает не на классическую присциллианскую ересь (380 гг.), а уже на впитавший элементы учения Оригена так называемый неоприсциллианизм (начло V в.), с которым боролись Павел Орозий и Августин Блаженный («Ad Orosium Contra Priscillianistas et Origenistas»; около 415 г.). Ещё менее вероятной, по мнению исследователей, выглядит гипотеза П. Лапотра, который считает Вахиария автором поэмы «Вечеря Киприана» («Coena Cypriani») и относит его деятельность к 360 гг., задолго до появления ереси Присциллиана. Впрочем, предположение этого учёного о том, что Вахиарий происходил с Востока, из Антиохии или её окрестностей, исследователи считают вполне вероятным, хотя основная его деятельность была связана с областью Галлеция (современная Галисия, северо-западная Испания). Большинство западных учёных (А. Ламбер, А.-Г. Амман и др.) восстанавливают основные факты деятельности Вахиария следующим образом. На Толедском соборе (400 г.), осудившем присциллианизм, были приняты в церковное общение некоторые епископы Галлеции, прежде склонявшиеся к этой ереси, в частности, Симпозий, епископ города Астурика Августа (современная Асторга), и Диктиний. В ответ на это епископы Бетики и части Картахенской провинции порвали общение с теми, кто принял постановление Толедского собора, считая их соучастниками ереси Присциллиана. Собор выслал делегацию в Рим во главе с епископом Иларием, который убедил папу Иннокентий I в правильности принятых Собором решений.

 



 
PR-CY.ru