ВАСИЛЬЕВСКИЙ ЧИН - Страница 2

Наиболее полная сохранность живописи отмечается на иконах «Крещение», «Пророк Софония» (полностью раскрыта). Васильевский чин – важное звено в реконструкции иконостаса владимирского Успенского собора, пока гипотетической, поскольку остаётся нерешённым вопрос о соотношении иконостаса с фресками, сохранившимися на алтарных столпах собора. Деисусный ряд Васильевского чина – полнофигурный, в центре помещено изображение «Спас в силах». Спаситель изображён в двуцветных одеждах, покрытых ассистом, Богоматерь – в одеяниях коричневого и синего цветов, Иоанн Предтеча в гиматии и милоти, с развёрнутым свитком в руках, подобно тому как его изображают в сцене Крещения. Архангелы одеты в далматики и лоры, украшенные драгоценными камнями, в плащах с золотым орнаментом. Исследователи считают уникальным приглушённо-зелёный (а не лиловый) цвет гиматия апостола Павла, хотя не исключают, что это качество цвета связано с сохранностью верхних красочных слоёв. Обилие складок гиматия, охватывающих фигуру, и жест поднятой правой руки, передающий молитвенное обращение к Спасителю, выделяют изображение апостола Петра среди других фигур. По краям Васильевского чина находились иконы святителей, облачённых в белые ризы (раскрыты иконы Иоанна Златоуста и Григория Богослова), замыкали его иконы мучеников. В Деисусе наряду с Богоматерью, Иоанном Предтечей, архангелами, четырьмя апостолами, четырьмя вселенскими святителями описи собора упоминают иконы русских святителей, связанных с владимирской и ростовской кафедрой: епископов Леонтия и Иакова, митрополитов Петра и Алексия. Присутствие иконы св. Иакова Ростовского (канонизирован в 1549 г.) исследователи объясняют либо изменением надписи, поскольку в описи Успенского собора 1708 г. его изображение не упоминается, либо заменой иконы в момент составления описи. Появление образа святого до общерусской канонизации в кафедральном соборе было возможно, это подтверждают другие древние памятники. Состав праздничного ряда Васильевского чина предположительно восстанавливается также по описи Успенского собора 1708 г. Его отличительной чертой было наличие развитого страстного цикла, что находит аналогии в других иконостасах раннего XV в. – праздничном ряду Благовещенского собора Московского Кремля (начало XV в.) и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (около 1425 г.). Прориси композиций в трёх комплексах имеют сходство, хотя и не копируют друг друга. В иконостасе Троицкого собора представлен и близкий тип изображения пророков – полуфигуры со свитками в руках. Летописное сообщение 1408 г. о работе мастеров преподобных Андрея Рублёва и Даниила Чёрного над росписью Успенского собора позволило исследователям, прежде всего, И.Э. Грабарю, предположить, что «подписание» храма включало в себя также исполнение иконостаса. Это мнение долго было общепринятым и подверглось обоснованной критике только в последнее время.

 



 
PR-CY.ru