Словарь по христианству В ВАСИЛЬЕВСКИЙ ЧИН

ВАСИЛЬЕВСКИЙ ЧИН

ВАСИЛЬЕВСКИЙ ЧИН – иконостас, созданный в 1420 гг., для собора в честь Успения Пресвятой Богородицы во Владимире, из числа наиболее известных произведений круга Андрея Рублёва. Иконостас состоял из 21 иконы деисусного (размер средника 314х220 см), 25 икон праздничного (125х92 см) и 15 пророческого (158х148,5 см) рядов, к 1775 г. был заменён новым, который находится в соборе в настоящее время. Древние иконы были приобретены жителями села Васильевского (Шуйский уезд, ныне Ивановская область) и поставлены в церкви Святой Троицы и часовне. Сохранились 13 икон деисусного ряда, десять – праздничного, две – пророческого, которые получили известность как «Васильевский чин». Память о происхождении и древности икон Васильевского чина сохранялась, тем не менее, он неоднократно поновлялся в XVII–XIX вв., на древних досках были написаны новые образы, например, в XVII в. вторая пара икон архангелов. По предположению Игоря Эммануиловича Грабаря, основой для них стали утратившие красочный слой доски с изображениями великомучеников Георгия и Димитрия. В 1855 г. иконы Васильевского чина расчищал художник Николай Иванович Подключников, по собственной технологии, «снимая по два и по три слоя в толщину медной копейки», после этого живопись икон была поновлена. Пристальное внимание на иконы Васильевского чина в 1918 г. обратила Комиссия по раскрытию древней живописи под руководством И.Э. Грабаря, что было обусловлено стремлением учесть все памятники, легендарно или документально связанные с великими мастерами. В 1919 г. в Москву на реставрацию поступила находившаяся в часовне икона «Вознесение Господне», к 1923 г. по решению правительства все иконы из села Васильевского были вывезены. Позднее большая часть икон (Спаситель на престоле, Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы Андрей Первозванный, Иоанн Богослов, святители Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, иконы архангелов; Благовещение, Вознесение, Сошествие во ад; иконы с живописью XVIII в.: Введение во храм, Вход в Иерусалим, Преображение Господне, Рождество Богоматери, Рождество Христово, Успение Богоматери) вошла в коллекцию Третьяковской галереи, остальные (иконы апостолов Петра и Павла, святителя Николая, архиепископа Мирликийского и святителя Василия Великого; Крещение Господне, Сретение; пророков Софонии и Захарии) были переданы в Русский музей. С 1919 г. до 1950 гг. иконы Васильевского чина находились в Комиссии по раскрытию древней живописи (позднее ЦГРМ), а также в реставрационных мастерских Русского музея и Третьяковской галереи. Полное реставрационное раскрытие и исследование сохранившихся частей Васильевского чина не проведено, и в настоящее время сохранность раскрытых икон неоднородна; в результате поновлений сильно пострадали многие иконы деисуса. На иконах апостолов Андрея и Иоанна Богослова даже первоначальный рисунок фигур сохранился не полностью.

 



 
PR-CY.ru