Словарь по христианству В ВАСИЛЬЕВСКИЙ ЧИН - Страница 3

ВАСИЛЬЕВСКИЙ ЧИН - Страница 3

Васильевский чин стоит у истоков распространения на Руси высокого иконостаса, композицию которого определяет полнофигурный Деисус с иконой «Спас в силах» в центре. Первым, по мнению исследователей, был Деисус Благовещенского собора Московского Кремля, созданный Феофаном Греком в конце XIV в. как символическая композиция, основанная на тексте Видения пророка Иезекииля. Иначе осмыслена композиция Деисуса и иконостаса в целом в Васильевском чине. Его состав увеличен за счёт праздничного и пророческого рядов, которых, по мнению исследователей, не было у Феофана Грека. Исследователи отмечают, что по-особому решён центральный образ: фигура Христа устойчива, приближена к молящемуся, благословляющий жест правой руки направлен к себе, призывает к вниманию и созерцанию, что соответствует евангельским словам: «Научитесь от Меня…». Спаситель не только обращается к предстоящим, но и несёт им Слово, начертанное на страницах крупного выдвинутого на первый план раскрытого Евангелия. Эту интонацию усиливают сдержанное колористическое решение и трактовка славы, окружающей Спасителя: внутренний ромб, символизирующий место постоянного и неизменного пребывания Спасителя, и красный ромб, символ Вселенной, имеют равную величину, благодаря чему они предстают как математическая модель мироздания. В Деисусе предстоящие святые изображены в молитвенных позах, их жесты сдержанны, не повторяются, и, таким образом создаётся духовная атмосфера, которая сопоставима с изображением «Евхаристии» в монументальной живописи. Важными для образов Деисуса Васильевского чина исследователи считают темы покаяния, внутреннего преображения, что подтверждает и текст свитка в руках у Иоанна Предтечи. Исследователи подчёркивают, что в композиции и цветовом решении Васильевского чина ощущается единство художественной воли, отождествляемой с выдающейся творческой личностью, прежде всего, с Андреем Рублёвым. Вместе с тем в исполнении исследователи видят черты сходства с памятниками византийского круга первых десятилетий XV в. В особом иконографическом изводе представлен апостол Павел: он не прижимает, как обычно, Евангелие к груди, а несёт его, держа перед собой. Подобное изображение можно видеть на фресках церкви Богородицы в Калениче (около 1413 г., Сербия). Судя по иконе «Крещение», в художественную артель, создавшую Васильевский чин, наряду с московскими мастерами входили и балканские художники, чем исследователи объясняют некоторые иконографические новации. Написание Васильевского чина исследователи связывают с работами по украшению русской кафедры, начатыми в 1410 гг. прибывшим на Русь митрополитом Фотием. Исполнение Васильевского чина могли поручить главной московской мастерской, в которую входил или возглавлял её Андрей Рублёв. Анализ стиля живописи Васильевского чина не позволяет одним исследователям согласиться с более поздней датировкой иконостаса, предлагаемой другими исследователями на основе истолкования письменных источников.



 
PR-CY.ru