СОФРОНИЙ I - Страница 4

Однако его послание на Западе не произвело необходимого действия, потому что Константинопольский патриарх Сергий I (610–638 гг.) сумел воспользоваться обстоятельствами и вёл своё дело чрезвычайно искусно. Он был приверженцем отеческих преданий и делал вид, что не принимает участия в новом религиозном движении, отлично понимая суть спора, и то, к чему он ведёт. Сергий I опубликовал «Юдикатум», в котором заменил абстрактную формулу об одной энергии на формулу «конкретная личная энергия единого действующего Христа», т.е. выдвинул идею, что энергия является атрибутом личности, а не природы. С одной стороны, он умалчивал в своём послании о собственных шагах, якобы признавая, что спор возник совершенно случайно, и что сам Сергий I не вводит и не запрещает новые определения веры. С другой стороны, он предполагал (как несомненное), что единство воли есть то же, что единство действующего. Таким образом, действование, по его мнению, связано не с понятием природы, а с понятием Ипостаси. Об одном действии Сергий I говорит, что оно упоминается у некоторых Отцов церкви; два же действия не упоминаются ни у одного: «единое действие» страшно звучит для некоторых, а два действия соблазняют многих. Первое тем неудобно, что вводит неопытных в сомнения, в сущности (по мнению Сергия I) неосновательные; второе ведёт (как  к неизбежному следствию) к признанию двух воль, что, с его точки зрения, нечестиво. Это – догматическая сторона дела. Но была в этом и дипломатическая сторона – отношение к папе Гонорию I (625–638 гг.) как Римскому епископу; и здесь Сергий I показал себя как знаток дела. Он понимал, что ему нужно привлечь на свою сторону Гонория I, а тем самым – и всех западных епископов. В этом случае считалось, что если под известным определением есть подпись Римского епископа, то вся Западная церковь дала согласие, хотя на деле это могло обстоять совсем не так. Из-за жалкого состояния в то время просвещения в Риме папа Гонорий I стоял выше всех своих современников по уровню образования, за что и пользовался у них великим уважением. Между тем Сергию I удалось его провести так, что все те указания и выражения, которые Константинопольский епископ обозначил в своём послании только штрихами, Римский епископ в своём ответном послании громогласно возвестил. Изложение сути спора (в ответном послании) Римским епископом содержало только выдержки из послания Сергия I, и римский клир вооружился против документа своего епископа, хотя послание Сергия I было Гонорием I принято целиком. Дело доходило до таких курьёзов, что клир подозревал ещё кого-то, кто будто бы помогал папе составлять послание, что едва ли могло быть. Но поскольку в этих действиях папы было мало осознания дела, значит, было мало у него и прав на руководительство в делах Восточной церкви, что и подтвердила потом анафема, возложенная на него шестым Вселенским собором. Но Гонорий I был учёный и считал себя проницательным догматистом. Поэтому, поддерживая свой учёный авторитет, он не ограничился одним бесцветным посланием, как это бывало и раньше с римскими первосвященниками. Но не был он и проницателен в такой мере, чтобы подвергнуть послание Сергия I основательной критике. Он всё больше раздувал различие между двумя волями, обратив их в нравственную противоположность.

 



 
PR-CY.ru