СОФРОНИЙ I - Страница 2

«Общительное послание» Софрония I написано очень сдержанно. Святитель настаивает только на основных догматах: Бесплотный воплощается, и Вечный приемлет рождение во времени, Бог истинный становится и человеком истинным. В воплощении Слово приемлет весь состав человеческий и единосущную нам плоть, и разумную душу, однородную нашим душам, и ум, совершенно одинаковый с нашим умом. И приемлет так, что всё человеческое начинает быть тогда, когда начинает быть человечеством Бога Слова. Два естества соединяются в единой ипостаси, будучи ясно познаваемы, как два, и каждое сохраняет и в соединении всю полноту особых свойственных ему качеств и определений. Из неизменности двух естеств Софроний I выводит различие двух действий. О двух волях он не говорит: «Мы исповедуем то и другое естественное действие в том и другом естестве и существе, из которых ради нас соделалось во Христе неслитное соединение, и соделало единого Христа и Сына всецелым Богом, которого нужно признать также и всецелым человеком». Оба действия он относит к единому Христу по нераздельному единству его ипостаси: «И по человечеству действует Бог Слово. Однако, всё человеческое Христос переживает «по-человечески» и «естественно», хотя и не по необходимости или невольно». Акцент Софроний I делает на слове «по-человечески», но без той «страдательности» или пассивности, которая характерна для «простой», т.е. грешной, природы человека. Учение о воплощении в нём сводится к следующему. Иисус Христос есть едино и два, единая сложная Ипостась, которая называется «единой природой Бога Слова воплощённой». Единение в Нём Божества и человечества есть единение ипостасное и природное. Он познаётся нераздельно в двух природах и действует естественно, по двум своим свойствам соответственно свойственным каждой из этих природ существенным качествам. Это было бы невозможно, если бы Он обладал единой Ипостасью, как единой и несложной природой. Един и тот же Христос производит Божеское и человеческое, но в соответствии с одной и другой природой. Именно это и значит то, что сказал папа Римский Лев I Великий (440–461 гг.): «Та и другая делает то, что ей свойственно». Из действий, и из одних только действий познаются естества, и, по учению тех, которые могут знать это, различие сущностей всегда замечается из различия действий. Мы познаём в том и другом естестве то и другое действие, т.е. существенное и естественное, а также и взаимное, нераздельно происходящее из того и другого существа и естества по причине прирождённого ему естественного качества, а вместе нераздельного и неслитного сопутствующему ему взаимодействия обоих естеств. Это служит причиной различия действий во Христе, равно и естествам Его даёт бытие естеств. Как и мы, Христос родился; как и мы, питался молоком; как и мы, проходил возраст; как и мы, утомлялся. Он перемещался с одного места на другое, и в Его хождении сказывалась та же самая актуальная сила, действующая по-человечески, что и в нас. Его человечество заявляло себя непринуждёнными действиями: Он позволял Своей человеческой природе действовать, когда Сам хотел и поскольку Сам хотел; проявившиеся в Нём немощи, страсти человечества не имели принудительности: Он был Господь и Своих человеческих страданий. Софроний I опасался пропустить что-либо безразличное в догматическом отношении, но для монофизитов дорогое, иначе раздались бы их вопли, что он нарушает веру. Поэтому он не мог обойтись и без таких неопределённых выражений, как «одно и два», или «в соответствии с одной и другой природой». Но, удовлетворив щепетильности противников, Софроний I выяснил вопрос непререкаемо.

 



 
PR-CY.ru