«ОСТРОЖСКАЯ БИБЛИЯ»

«ОСТРОЖСКАЯ БИБЛИЯ» – первый полный печатный свод библейских книг на церковнославянском языке, изданный в Остроге (ныне город Ровненской области, Украина) в 1581 г. трудами князя Константина Константиновича Острожского и его сподвижников – ректора Острожской коллегии (см. Острожская академия) Герасима Даниловича Смотрицкого, греков Дионисия (Ралли-Палеолога), Евстафия Нафанаила и Феофана Эммануила Мосхопула, Василия Суражского (Малюшицкого), типографа и справщика Ивана Фёдорова; выдающийся памятник славянской книжности. Помимо библейских книг (за исключением «Послания Иеремии», которое не было выделено в отдельную книгу, а вошло в «Острожскую Библию» как шестая глава «Книги пророка Варуха») «Острожская Библия» содержит вирши на герб книги К.К. Острожского, помещённый на обороте титульного листа, три предисловия: от имени князя К.К. Острожского (на греческом и церковнославянском языках), Ивана Фёдорова и Г.Д. Смотрицкого, вирши Г.Д. Смотрицкого, адресованные «всякаго чина православному читателю», оглавление, месяцеслов, указатель евангельских чтений и послесловие Ивана Фёдорова (на греческом и церковнославянском языках). Хотя на титульном листе всех экземпляров «Острожской Библии» указан 1581 г., в научной литературе было распространено мнение о наличии двух изданий – 1580 и 1581 гг., основанное на том, что в разных экземплярах Библии по-разному датированы послесловия: 12 июля 1580 г. и 12 августа 1581 г. Осуществлённое Антониной Сергеевной Зёрновой исследование нескольких десятков экземпляров «Острожской Библии» позволило установить, что было одно издание – в 1581 г. Изначально печатание планировалось закончить 12 июля 1580 г., что и было указано Иваном Фёдоровым в послесловии. Когда же это оказалось неосуществимым, начали печатать листы послесловия с новой датой предполагаемого завершения работы – 12 августа 1581 г. При комплектовании экземпляров старый лист с выходными данными был заменён новым лишь в части тиража. Издание «Острожской Библии» было «не только величайшим религиозным подвигом, в высшей степени важным для поднятия религиозного образования среди православных, особенно местных, Юго-Западной Руси, ввиду происходившей борьбы двух вероисповеданий и народностей, – но вместе с тем величайшим научным трудом, и притом исполненным в строго греко-восточном направлении». В сложных конфессиональных условиях в Юго-Западной Руси XVI в., в культурно-языковом «пограничье» духовной задачей ревнителей православия было сохранение православного греко-славянского единства, закреплённого юрисдикцией Константинопольского патриарха в отношении Западнорусской митрополии.

 



 
PR-CY.ru