НИКИФОР, Парасхес-Кантакузин Николай

НИКИФОР, Парасхес-Кантакузин Николай (1537–1599 гг.) – архидиакон, экзарх Константинопольского патриархата, протосинкелл, борец против Брестской унии, священномученик (память в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборах Галицких святых, Белорусских святых; память в Украинской православной церкви 6 октября). Никифор по отцу (успешному купцу) носил фамилию Парасхес. Мать Никифора была сестрой влиятельного и богатого грека Михаила Кантакузина (Шайтаноглу). В греческих источниках Никифор фигурирует как Парасхес-Кантакузин, «мудрый учитель [дидаскал]» и «учёнейший». Греческие источники отмечают глубокие познания Никифора в медицине, благодаря которым он приобрёл имя при дворе султана. С молодости Никифор был приближен к будущему Константинопольскому патриарху Иеремии II Траносу. Тот служил епископом в родном городе Никифора Трикале, позже был поставлен митрополитом города Лариссы, в 1572 г. взошёл на Константинопольскую кафедру при протекции Михаила Кантакузина, дяди Никифора. В 1557 г. Никифор, приняв постриг, отправился учиться в Падуанский университет. С 1572 г. он – экзарх Константинопольского патриархата в Венеции. Параллельно с церковно-административной деятельностью Никифор в это время занимался изданием греческих богослужебных книг («Октоиха» и «Евхология» в 1578 г.). В 1580 г., после начала второго патриаршества Иеремии II (август 1580 г.), Никифор вернулся в Константинополь; в 1588–1589 гг., во время поездки Иеремии II на Русь, Никифор был его местоблюстителем в Константинополе. Первое соприкосновение Никифора с делами Западнорусской митрополии произошло в 1583 г., когда патриарх Иеремия II, получив известия о введении в Речи Посполитой нового (григорианского) церковного календаря, отправил к Киевскому митрополиту и епископам Никифора, архимандрита Дионисия и переводчика Фёдора, чтобы убедить православных не принимать григорианский календарь. Однако послы патриарха до Киевской митрополии не доехали, дело ограничилось пересылкой патриарших грамот со спудеем Фёдором. Сохранилось письмо Никифора и Дионисия от 28 апреля 1583 г. Пинско-Туровскому епископу Кириллу (Терлецкому) с просьбой рассказать Фёдору о притеснениях православных в Речи Посполитой. В Молдавии, куда Никифор был направлен из Константинополя, он был вынужден действовать в сложных условиях. К концу 1594 г. правители Молдавии и Валахии присоединились к антиосманской коалиции и в начале 1595 г. предприняли военные действия против османов. В мае 1595 г. молдавского господаря Арона сверг с престола гетман Штефан Рэзван, выступавший как представитель трансильванского князя Жигмонда Батори. Положение ещё больше осложнилось, когда в августе 1595 г. в Молдавское княжество вступили польские войска во главе с гетманом Яном Замойским. Штефан Рэзван бежал, а на господарский трон вступил Иеремия Могила. Одновременно великий везир Синан-паша направил в Молдавию войска крымского хана. В происходившие события оказался вовлечённым и Никифор, вступивший в переговоры с великим везиром от имени нового господаря. Терпя неудачи в войне с Габсбургами и валашским господарем Михаем Храбрым, Османская империя не хотела конфликта с Речью Посполитой.

 



 
PR-CY.ru