МОНТЕ-КАССИНО - Страница 5

Среди учеников святого Бенедикта, которые рассказали о нём папе Римскому Григорию I Великому, был Валентиниан, «многие годы руководивший Латеранским монастырём». Средневековые авторы полагали, что папа Римский Пелагий II (579–590 гг.) или его преемник Григорий I Великий поселили кассинских монахов в обители, находившейся близ папского дворца в Латеране. Там монашеская община продолжала существовать до восстановления Монте-Кассино в VIII в. По мнению историков бенедиктинского Ордена, в этой обители сохранялась преемственность кассинской монашеской традиции. Большинство исследователей считают это мнение необоснованным, хотя некоторые историки допускают, что такой монастырь мог существовать при латеранском оратории святого Панкратия. В жизнеописании папы Римского Григория III (731–741 гг.) упоминается, что понтифик восстановил монастырь святых Иоанна евангелиста, Иоанна Крестителя и Панкратия, «некогда основанный при базилике Спасителя» и впоследствии пришедший в упадок. Исследователям неясно, был ли Кассинский монастырь полностью заброшен после разорения лангобардами. Об этом сохранились лишь скудные и противоречивые свидетельства. Так, Павел Диакон отрицал существование какого-либо поселения на месте монастыря («locus ille habitatione hominum destitutus erat») и в то же время утверждал, что в начале VIII в. там жили некие «простые люди» – отшельники («aliqui simplices uiri»). По словам Павла Диакона, папа Римский Григорий II (715–731 гг.) посоветовал паломнику Петронаксу восстановить монастырь у «священного тела блаженного отца Бенедикта». Таким образом, память о монастыре и о гробнице святого Бенедикта сохранялась даже в годы запустения. Однако в сказаниях о перенесении мощей святого Бенедикта говорится, что франки с трудом нашли место, где некогда находился монастырь. Свидетельство Петра Диакона о том, что аббат Бонит, покидая Кассинский монастырь, оставил четырёх или пятерых монахов для ухода за могилой святого Бенедикта, скорее всего, как полагают исследователи, является вымыслом. В другом сочинении Пётр Диакон упоминал о 12 монахах, сменявшихся каждый год, которых якобы посылали из Латеранского монастыря, чтобы охранять могилу святого Бенедикта. В период запустения Кассинского монастыря бенедиктинская монашеская традиция и почитание святого Бенедикта получили широкое распространение в Западной Европе. Это сказалось на последующей истории Монте-Кассино: хотя монастырь пользовался известностью и авторитетом как место подвигов святого Бенедикта, он так и не смог стать общепризнанным центром бенедиктинского монашества. Развитие монашеской традиции происходило, главным образом, к северу от Альп, где зарождались реформаторские движения, например, каролингская монастырская реформа (см. Каролинги) и клюнийская реформа. Основным местом почитания святого Бенедикта наряду с Монте-Кассино стало французское аббатство Флёри, где с VII в. хранились мощи святого. По мнению большинства исследователей, папа Римский Григорий I Великий не стремился соблюдать «Устав святого Бенедикта» и не способствовал его распространению. Исследователи полагают, что он не был знаком с текстом устава и знал о нём только по рассказам.

 



 
PR-CY.ru