МЕЛХИСЕДЕК - Страница 7

В качестве примера существования такого почитания истинного Бога в Ветхом Завете он приводит праведного Иова, который также совершал жертвоприношения, не будучи священником (Иов. 1:5). В контексте этой полемики Иероним Стридонский понимает слова «без отца, без матери» (Евр. 7:3) не буквально, а как указание на то, что о Мельхиседеке нигде больше в Писании ничего не сказано. Иоанн Златоуст понимал эти слова так, что Мельхиседек не помнил своих родителей, предостерегая таким образом своих слушателей от того, чтобы искать в Мельхиседеке полное сходство с образом, представленным в «Послании к Евреям». Он считал, что Мельхиседек рукоположил себя во священника сам по обычаям того времени. Феодорит Кирский предполагал, что Мельхиседек, «вероятно, происходил из племён, населявших Палестину, и был у них священником и царём», почитая при этом истинного Бога. По мнению Феодорита Кирского, Мельхиседек, «возгнушавшись безумием идолопоклонников, священство своё посвятил Творцу всяческих, за что и принял великую награду, став прообразом и сенью Того, Кто поистине есть «не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Евр. 7:3)». О священстве Мельхиседека «по родовому преемству», но не от евреев говорит и Евсевий Кесарийский. Ефрем Сирин в сирийской версии Комментария на книгу «Бытие» приводит предание, близкое к иудейским источникам: он отождествляет Мельхиседека с Симом, полагая, что тот дожил до времён праведного Иакова, и, называя его родоначальником 14 племён, сообщает, что священство он принял от своего отца Ноя. Тем не менее, в армянской версии этого комментария Авраам именуется сыном Сима, а Мельхиседек – хананеянином. У Амвросия Медиоланского образ Мельхиседека лишён каких-либо исторических черт: через Мельхиседека действует Бог, предызображая посредством него откровение о Себе Самом как о Творце. Осмысляя образ Мельхиседека в свете истолкования «Послания к Евреям», прежде всего, как того, кто был во всём подобен Сыну Божию, Амвросий Медиоланский замечает: «...Разве может какой-нибудь человек быть «царём правды»?». В то же время он опровергает представление о Мельхиседеке как об ангеле, считая это нелепостью, распространённой в иудейской среде. Григорий Богослов рассматривает имя Мелхиседек как одно из наименований Сына Божия в Священном Писании. В антииудейской полемике раннехристианские апологеты обращали внимание на тот факт, что Мельхиседек не был обрезан, тем самым подчёркивая преходящий характер обрезания. Отмечая, что необрезанный Мельхиседек благословляет обрезанного Авраама, Иустин Философ рассматривает слова Пс. 109:4 как пророческое указание на то, что Христос, как «вечный священник Его, называемый от Духа Святого Господом, будет священником необрезанных и тех из обрезанных, которые придут к Нему, то есть уверуют в Него и будут просить благословения». Продолжая эту полемику, Иероним Стридонский подчёркивал, что в благословении Мельхиседеком «обрезанное священство синагоги было благословлено священством церкви, имеющей крайнюю плоть».

 



 
PR-CY.ru