МЕЛХИСЕДЕК - Страница 6

Упоминание о мелхиседекианах исследователи встречают и у других раннехристианских авторов. В греческой литературе эллинистического периода. Филон Александрийский называет священство Мельхиседека «самопознаваемым и самообучающим», а пожертвованная ему Авраамом десятая часть добычи означает лучшие чувства, слова и мысли, приносимые в дар Богу. Мельхиседек как царь Салима оказывается «царём мира» и аллегорически служит образом «царственного ума», который (в отличие от тиранического склада сознания) обращается к душе и чувствам не насильственно, но через совет, терпеливо склоняя их к проведению жизни в радости и наполняя силой жизни в славословии Бога. Как священник, он напояет души вином «божественного опьянения», т.е. такими представлениями о Боге, которые оказываются «более трезвенными, чем сама трезвенность». Обращаясь к истории Мельхиседека, Иосиф Флавий говорит, что его имя означает «праведный царь» (ср.: Евр. 7:2) и таким его все признавали. Он также приводит предание, согласно которому на месте Салима был впоследствии основан Иерусалим. Дополняя рассказ книги «Бытие», он сообщает, что Мельхиседек прославлял Авраама во время пиршества. В другом сочинении он обозначает Мельхиседека как основателя Иерусалима и «ханаанского правителя». Еврейский историк Евполем в «Истории еврейских царей», согласно сочинению Евсевия Кесарийского, сообщает предание, по которому Авраам получил дары от Мельхиседека в храме города Аргаризина (по мнению исследователей, на горе Гаризим в Самарии). В экзегезе древней церкви истолкование образа Мельхиседека имело важное значение в полемике как с иудеями в свете понимания его священства, так и с гностиками относительно понимания его личности. Уже Тертуллиан относит Мельхиседека к библейским патриархам. В литургико-каноническом памятнике IV в. «Апостольские постановления» Мельхиседек упоминается как один из ветхозаветных праведников, которые жили ещё «до закона по природе» (наряду с праведными Иовом, Енохом и Еносом), чей образ служит наглядным примером отказа от необходимости соблюдения обрядовых постановлений закона для обращённых из язычников. Мельхиседек – один из праведников, через которых Бог призывал древних евреев, живших после потопа, к покаянию. Иоанн Златоуст, истолковывая Рим. 2:10, отмечал, что Мельхиседек был одним из примеров так называемых эллинов (по терминологии апостола Павла), т.е. существовавших ещё в древние времена «людей богобоязненных, повинующихся естественному закону, которые, за исключением соблюдения иудейских обрядов, исполняли всё относящееся к благочестию». Согласно свидетельству Иеронима Стридонского, Ориген вслед за Дидимом Александрийским считал Мельхиседека ангелом. Кроме того, отдельные толкователи отмечали, что Мельхиседек имел божественную природу, и в его лице Аарону явился Святой Дух. По мнению Иеронима Стридонского, подобные заблуждения уничтожают истинность исторического события, представленного в книге «Бытие». Основываясь на авторитетных высказываниях церковных авторов, он называет Мельхиседека хананеянином, при этом его не смущает загадочное священство Мельхиседека, стоявшее вне обрядовых установлений еврейского закона.

 



 
PR-CY.ru