МАКАРИЙ, Токаревский - Страница 5

Стихотворное Житие святого содержит описание 12 исцелений у мощей Макария в Михайловском монастыре в 1742–1750 гг. Первое чудо датировано 2 марта 1742 г.: в Благовещенскую церковь принесли парализованного полковника Владимирского пехотного полка Александра Ивановича Глебова, который после молебна у раки Макария «первобытное здравие получи». За время пребывания святых мощей в Вознесенском монастыре было записано 11 чудес. Одно из них повествует о спасении штабс-капитана А.Г. Белинского во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг.: в образок святого, пришитый к мундиру офицера, попала пуля, не причинив ему вреда. Чудеса второй половины XIX в. описаны в составленном иеромонахом Парфением «Сказании о чудесах преподобномученика Макария» (Киев, [1882 г.]). Память «преподобномученика Макариа архимандрита Овруцкаго монастыря» под 7 сентября отмечена в Месяцеслове ростовского купца Николая Александровича Кайдалова, составленном им в 1868 г. (Российская государственная библиотека; современный шифр установлен Еленой Владимировной Романенко). Имя Макария, местночтимого святого, вошло в составленный архиепископом Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов» (М., 1903 г.). Канонизация Макария подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование которому было установлено 3 апреля 1984 г. Первоначально почитание Макария носило локальный характер и географически было связано с местонахождением его мощей. Из-за позднего всероссийского прославления святого иконописные подлинники XVIII–XIX вв. и «Руководство к писанию икон» академика Виктора Доримедонтовича Фартусова (М., 1910 г.) не содержали описания облика Макария. На немногочисленных сохранившихся иконах (в церкви во имя Макария в городе Полтава, в Успенском соборе в городе Канев, в монастыре в честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Черкассы) он представлен, как правило, прямолично в традиционном иерейском облачении (в подризнике с поручами, в фелони, в епитрахили с палицей, на голове митра), с атрибутами, характерными для преподобномученика и настоятеля монастыря в сане архимандрита (ростовая икона в церкви во имя Макария в Полтаве). На иконах, созданных до 1896 г., на груди святого иерейский четырёхконечный крест (икона из церкви во имя Макария в Полтаве), после 1896 г. – наперсный восьмиконечный крест; встречаются варианты без креста (хромолитография Ефима Ивановича Фесенко, 1895 г.). В левой руке Макария изображали либо крест, либо крест и пальмовую ветвь в соответствии не только с символами мученической кончины за православную веру, но и с описанием найденных нетленными останков святого после пожара в Каневе. Лик Макария обладает индивидуальными чертами, которые позволяют исследователям предположить наличие посмертного портрета святого, находившегося, как полагают исследователи, при его мощах в Каневе или Переяславе: у святого правильные черты, несколько удлинённый массивный нос, глубоко посаженные глаза, свисающие на пышную бороду длинные усы и длинные вьющиеся пряди волос, спускающиеся из-под митры. Наибольшее распространение получили поясные образы Макария (икона в Успенском соборе в городе Канев, в церкви во имя Макария в Полтаве, в соборе архангела Михаила в городе Черкассы).

 



 
PR-CY.ru