МАКАРИЙ, Токаревский - Страница 2

Около 1614 – 1620 гг. отрок обучался при Успенском Заручайском монастыре в Овруче. Рано потеряв родителей, юноша около 1620 – 1625 гг. принял постриг в этой обители, затем по благословению Пинского епископа Авраамия перешёл в Купятицкий монастырь. Здесь около 1630 г. он был рукоположён во диакона, в 1632 (1633?) г. Могилёвским епископом Иосифом (Бобриковичем) – во иерея. (Согласно «Ведомости о епархии Переяславской», Макарий был монахом «в граде Владимире Полской области» (видимо, во Владимире-Волынском) и рукоположён в иерея Киевским митрополитом Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). Данные сведения исследователи считают неверными, т.к. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) стал епископом в 1661 г., митрополитом – в 1663 г.) Одновременно с Макарием в Купятицком монастыре подвизался преподобномученик Афанасий (Филиппович). Как свидетельствует в своём «Диариуше» святой Афанасий (Филиппович), в 1637 г. Макария отправили к Киевскому митрополиту Петру (Могиле) с деньгами, собранными на обновление киевского Софийского собора. Макарий рассказал митрополиту о бедственном положении Купятицкого монастыря и получил от него универсальный лист для сбора пожертвований. Позже митрополит Пётр (Могила) поставил Макария игуменом Воскресенского монастыря в Каменце (ныне в Белоруссии). По одним источникам, Макарий был игуменом этого монастыря в 1637–1640 гг., по другим – в 1639–1642 гг. После захвата обители униатами Макарий вернулся в Купятицкий монастырь. Братия брестского во имя преподобного Симеона Столпника монастыря просила игумена Купятицкой обители Илариона (Денисовича) отпустить к ним «на игуменство берестейское» Макария либо Афанасия (Филипповича). Игумен Иларион «учинил раду зо всею о Христе братиею» и решил отправить в Брест иеромонаха Климента (Несвицкого). Посланник брестского монастыря отказался принять этого кандидата. Тогда решено было кинуть жребий «з отцем Макарием, кому ехать до Берестя». Жребий пал на Афанасия (Филипповича), который отправился в Брест. Согласно позднему печатному варианту Жития Макария, события происходили в 1637 г., что исследователи считают маловероятным, т.к. ответ купятицкого игумена, приведённый в «Диариуше» святого Афанасия (Филипповича), датирован 13 июня 1640 г. После смерти игумена Илариона (Денисовича) братия Купятицкого монастыря избрала Макария настоятелем. После 1645 г. Макарий стал игуменом пинского Братского в честь Богоявления мужского монастыря. 13 января 1650 г. был выдан королевский привилей «на архимандритство Овруцкое велебному его милости отцу Макарому Токаревскому, игуменови пинскому». 15 марта 1650 г. привилей опротестовал игумен Луцкого монастыря Александр (Мокосий-Дениско), который считал документ недействительным и утверждал своё первенство в Овручской архимандритии. Из его протеста исследователи сделали вывод, что Макарий, получив в 1650 г. королевскую грамоту на Овручскую архимандритию, ею не воспользовался. В 1654 г. Макарий вновь стал игуменом Купятицкого монастыря. Предвидя захват обители униатами, он убедил Лазаря (Барановича), настоятеля Киево-Братского в честь Богоявления монастыря, забрать из Купятицкой обители чудотворную икону Божьей Матери. В 1655 г. или в начале 1656 г. Лазарь (Баранович) привёз Купятицкую икону в Киев, образ поместили в Софийском соборе. После захвата униатами Купятицкого монастыря Макарий в 1656–1659 гг. вновь управлял Пинским монастырём.

 



 
PR-CY.ru