МАКАРИЙ - Страница 31

На нижнем поле иконы расположена пространная композиция, включающая моление Пресвятой Богородице мирян и духовенства на пейзажном фоне. Моление неколенопреклонённое, это связано, как полагают исследователи, с тем, что композиция иллюстрирует иной текст, нежели клеймо «Четырёхчастной иконы». Группу духовенства возглавляет митрополит в узорчатом зелёном саккосе, с белым омофором, в шапке. Борода без седины, недлинная и округлая, широкая. Повторением этого извода сцены является Тихвинская икона Божьей Матери со «Сказанием…» из Успенского собора в Дмитрове (1560 гг.; ныне в Центральном музее имени Андрея Рублёва; на Макарии крещатый саккос). В другом варианте эта же сцена представлена ещё на одной ранней Тихвинской иконе Божьей Матери со Сказанием из Большого Тихвинского монастыря (Новгородский объединённый музей-заповедник; согласно Элисе Александровне Гордиенко, клейма датируются 1560 гг., согласно Михаилу Исаевичу Мильчику и Ирине Александровне Шалиной, средник и клейма написаны в 1678 г. иконописцем Родионом Сергеевым). Сцена разбита на пять клейм, составляющих нижнее поле, в каждом изображено моление различных групп, по краям – больные и страждущие, ближе к центру – молящиеся священники, монахи, а с другой стороны – миряне, мужи и жёны; в центральном клейме представлены молящимися Макарий – стоящий на постаменте митрополит в саккосе, омофоре и шапке инок Варлаам (великий князь Василий III Иванович) и юный великий князь Иван Васильевич в городчатой короне. У Макария недлинная и широкая борода, волосы с проседью не прикрывают уши. Вокруг головы золотой нимб, что может указывать как на формирование церковного почитания, так и на византийскую традицию выделять портреты носителей царского и архиерейского сана; другие участники моления в этом клейме также отмечены нимбами. Не сохранилась лицевая рукопись «Сказания о Тихвинской иконе Божией Матери» 1658 г., вложенная в Большой Тихвинский монастырь Сергеевым, который иллюминировал её; рукопись упомянута в переписной книге 1680 г. (Санкт-Петербургский филиал института истории РАН). Исследователи полагают, что миниатюры «Сказания…» могли послужить образцами для тихвинских иконописцев при написании больших икон с клеймами. Исследователи полагают, что к ним восходят композиции Тихвинской иконы Божьей Матери с клеймами, написанной тихвинскими иконописцами по заказу тихвинского архимандрита Варсонофия и вложенной им в калужскую церковь в честь иконы Божьей Матери «Одигитрия» «на песках» (1679–1680 или 1680 г., ныне в Центральном музее имени Андрея Рублёва).

 



 
PR-CY.ru