МАКАРИЙ, Кожин Матвей Васильевич - Страница 11

В других случаях Калязинский святой сопоставлялся с наиболее чтимыми русскими преподобными. Изображения Макария вместе с московскими юродивыми могли отражать личные предпочтения заказчиков, однако исследователи не исключают, что значение греческого имени святого («блаженный») могло привести к совмещению образов Макария и юродивых, часто наделявшихся этим эпитетом. Немногие сохранившиеся ранние образы Макария второй половины XVI в. входят в состав сложных композиций или монументальных программ, соседствуя с образами других, как правило, русских, преподобных. По мнению Валентины Ивановной Антоновой и Надежды Евгеньевны Мнёвой, Макарий вместе с преподобными Онуфрием Великим и Афанасием Афонским изображён на одной из двухсторонних икон-«полотенец» («таблеток» середины XVI в. из собрания Мараевых, Третьяковская галерея), однако исследователям неясно, насколько эти данные соответствуют действительности. Согласно поздней надписи, святой (с необычной для его изображений узкой длинной бородой) представлен на южной грани северо-восточного столба собора Спасского монастыря в Ярославле (1563–1564 гг.), но идентификация образа, принадлежащая поновителям, по мнению исследователей, может быть ошибочной. В росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600 г., под записью) Макарий вместе с преподобным Никоном Радонежским (?) изображён в арке между наосом и центральной апсидой в числе поясных фигур молящихся русских святых (в основном, преподобных), обращённых к престолу. На иконе «Походная церковь» из храма Святой Троицы («Белая Троица») в Твери (последняя треть или конец XVI в., очевидно, после 1588 г., Тверская объединённая картинна галерея), имитирующей структуру иконостаса с образами преподобных на алтарной преграде, Макарий представлен в нижнем регистре между преподобными Димитрием Прилуцким и Кириллом Белозерским. Ещё один образ преподобного среди избранных святых сохранился на трёхстворчатом складне рубежа XVI и XVII вв. с перламутровой панагией, со сценами «Шестоднева», с евангелистами и со святыми из Троице-Сергиевой лавры (Сергиево-Посадский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Макарий изображён на правой створке вместе с мучениками Димитрием и Феодором, тремя Московскими святителями, с Леонтием Ростовским, с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, Александром Свирским и блаженным Василием Московским. Последние три образа, как и образы Святой Троицы и Радонежских святых в среднике складня, свидетельствуют о том, что этот памятник продолжает традицию изображения Макария вместе с основателями Троицких монастырей и русскими юродивыми. Серебряная крестообразная пластина раннего XVII в. с «Распятием» и со святыми (Русский музей) включает Макария в более широкий круг образов вселенских и русских чудотворцев: здесь Макарий изображён вместе с преподобным Кириллом Белозерским, благоверным Михаилом Черниговским и преподобным Антонием Римлянином («Святые земли Русской». 2010 г.).

 



 
PR-CY.ru