МАКАРИЙ, Кучин - Страница 2

Наиболее подробно прописаны полномочия Макария в деле выстраивания взаимоотношений с местным населением: он был наделён правом участвовать в рассмотрении уголовных дел, передавать их на утверждение царю, задерживать выполнение приговоров, а также принимать челобитные от всех обиженных на воевод, направляя их царю. «Память...» предписывала, что если «которой татарин дойдёт до вины и убежит к нему, архиепископу, от опалы… опричь измены, и похочет креститись, и ему тех татар приимати и держати их у себя бережно» и «до государева указу их не крестить», но и «воеводам и диаком… никак не отдавать». «Память...» категорически запрещала любые формы насильственной христианизации. Архиепископу надлежало «татар к себе приучати, и приводити их ко крещенью с любовью, а страхом и жесточью ко крещению никак не приводити». Особую заботу следовало проявлять о готовящихся принять крещение и новокрещёных: «...Лутчих держати у себя... и поучати… крестьянскому закону, и покоити их, как мочно, а иных роздавати крестить в монастырь. А как новокрещеные из-под начала выйдут, и архиепискупу их звати к себе ести почасту и их покоити...». По мнению Петра Никитича Буцинского, Макарий более строго относился к принятию в христианство местных жителей. Например, по поводу прощения преступлений «новокрещенам» Макарий в одной из отписок в Москву отмечал, что «в правилах… апостольских и отеческих писано – велено принимать во крещение вольных людей – чтоб ни от смерти, ни от беды, ни от напасти для того, что примет крещение и причащение, да опять заворовав обусурманится». Наиболее крупным достижением в деле христианизации Сибири при Макарии исследователи считают крещение 16 января 1633 г. в Тобольске семейства Кондийского князя Алачева: «По государеве и по патриаршей граматам, крестили в Тобольску на реке Иртыше кн. Никифора Алачева Юрьевича Лобана, матерь ево кн. Анну, да жену ево кн. Агафию, да двух сынов ево, кн. Семена, да кн. Исидора, а над Иорданом был поставлен шатер и хворостом вокруг оболочен был». Осенью 1632 г. по договору с калмыцким тайшой Талаем было решено возвратить калмыцкий полон 1623 г. При сыске проданных в разные сибирские города полоняников оказалось, что многие из них крестились. Макарий указал туринскому воеводе Гурию Ивановичу Волынцеву «ясырей… держати у себя тем же людем, у ково они были, а крестить и продавать не велеть; а которые ясыри оглашены, имяна наречены и крещены, и тех ясырей и впреть велети держать тем у себя в нашей православной христианской вере, а которые ясыри оглашены и имяна наречены, и тех велети крестить, а в Калмаки тех не отдавать».

 



 
PR-CY.ru