МАКАРИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - Страница 4

Исследователи отмечают, что хотя различить обоих преподобных Макариев на миниатюрах невозможно, именно к жизнеописанию Макария Александрийского, основанному на сведениях «Лавсаика», восходит «чудо о гиене» в трёх композициях. Наиболее монументально, как единоличный «портрет» Макария Александрийского, решена первая из них: Макарий Александрийский восседает на горке, на фоне монастырского здания, благословляя приближающуюся гиену, её прозревших по молитве святого «щенят» и принимая их «подношение». С большим количеством фигур, размещённых на втором и третьем плане, написаны иллюстрации чуда о слепце и чуда об изгнании беса из девы-язычницы. К редким памятникам, изображающим Макария Александрийского, относилась икона с образами преподобных Макариев (Египетского и Александрийского), принадлежавшая московскому мещанину Д. Андрееву. Цветная акварельная копия Фёдора Григорьевича Солнцева с иконы была опубликована в сборнике «Древности Российского государства» (икона была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым и находилась в Третьяковской галерее до 1936 г., после чего судьба её неизвестна). Святые изображены молящимися Христу в небесном медальоне. Святой слева поименован Макарием Александрийским, однако его внешний вид более соответствует облику Кирилла Александрийского: это святитель в крещатой фелони, епитрахили и омофоре, с круглой небольшой шапочкой на голове, престарелый, с бородой средней длины. По типу святых и размеру, а также по украшениям оклада икона датировалась первой половиной XVII в., о её принадлежности к старообрядческим кругам свидетельствовало семейное предание прежних владельцев о написании её преподобным Андреем Рублёвым. В современных росписях образ Макария Александрийского исследователи встречают редко. Он изображён рядом с преподобным Иоанном Лествичником в росписях церкви Святой Троицы Пахомиева нерехтского Сыпанова во имя Святой Троицы женского монастыря (2004 г., мастер Анатолий Валерьевич Алёшин). По мнению исследователей, во фресках очевидно подражание византийским миниатюрам, в том числе использование крупных буквиц в надписях. Макарий Александрийский облачён в монашеские одежды, он сед, с распущенными по плечам волнистыми волосами и такой же недлинной бородой. На нём серый хитон, коричневая мантия, тёмно-коричневая схима, аналав, куколь опущен, в левой руке свиток с надписью: «Крепость моя и пение моё Господь и бысть мне во спасение», правая рука в именословном благословении сложена перед грудью.



 
PR-CY.ru