МАКАРИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - Страница 2

Согласно описанию Еленопольского епископа Палладия, современника Макария Александрийского, хорошо знавшего святого, тот «был… согбен и сухощав. Волосы росли только на губе, да ещё на конце подбородка было их немного; от чрезмерных трудов подвижнических даже на бороде не росли у него волосы». От византийского времени в монастыре великомученицы Екатерины на Синае сохранилось несколько икон, представляющих Макария Александрийского в паре с преподобным Макарием Великим или другими святыми. На иконе письма мастера, близкого к латинской культуре Константинополя первой половины XIII в., оба святых Макария изображены с подписями. Преподобный Макарий Великий (по подписи – Египетский) – в схимнических одеждах, с куколем на голове, с короткой и острой седой бородой. Макарий Александрийский – также в схимнических одеждах (зелёном хитоне и коричневой мантии), с опущенным куколем, с седыми короткими волосами и небольшой чёрной бородкой. Оба святых одинаково держат кресты в десницах, левая рука раскрыта ладонью вперёд перед грудью. Кресты имеют дополнительные перекрещивания на конце каждой ветви. На иконе, выполненной в кругу таких же мастеров, хорошо знакомых со столичной культурой эпохи латинского завоевания (середина XIII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае), оба святых фланкируют фигуру преподобного Кириака: преподобный Макарий Великий в образе аскета – слева, Макарий Александрийский в схимнических одеждах – справа. Одеяния Макария Александрийского отличаются от более ранних икон: хитон жёлтый, схима тёмно-коричневая, ноги обуты в сандалии. По-прежнему святой изображён с непокрытой головой так, что видны короткие седые волосы, бородка очень короткая, также седая. В левой руке святые держат раскрытые свитки, правыми благословляют. Греческий текст на свитке Макария Александрийского восходит к цитате из Евангелия: «Смиряющий себя возвысится, и возвышающий себя будет смирён» (Мф. 23, 12); он встречается в Посланиях преподобного Макария Великого и в скитском «Патерике». На январской минейной иконе из гексаптиха (конец XI – начало XII вв., монастырь великомученицы Екатерины на Синае) святые изображены по образцу минейных миниатюр, использованных в «Ватиканском минологии» (первая четверть XI в.) – они представлены на архитектурном фоне, оба седые, в схимнических одеждах, надписи утрачены. Согласно предписаниям «Ерминии», составленной монахом Дионисием Фурноаграфиотом, Макарий Александрийский – «старец с радостным выражением на лице».

 



 
PR-CY.ru