МАКАРИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ - Страница 3

В русских лицевых подлинниках оба прославленных под 19 января Макария подписаны как «Александрийские пресвитеры», из-за чего в описании их облика возникает путаница. Так, в сводном иконописном подлиннике XVIII в. о втором из них сообщается: «…Другий Макария египтянин… в клобуке, сед, брада доле Богословли, риза преподобническая, испод дичь санкирь, в левой руке свиток, а правая проста, а в Прологе пишет печатном: образ имея накрутен редки точию космы, на устнах имея к концу о браде, кожеи его яко слонова подобитися от студени и зноя». Согласно сводному иконописному подлиннику XVIII в. по списку Георгия Дмитриевича Филимонова, Макарию Александрийскому также следовало придавать облик преподобного: «Подобием стар сед (пожив лет сто) брада доле Иоанна Богослова, в клобуке греческом, риза преподобническая, испод дич санкирной, в левой руке свиток, правая проста; преставися в такой старости, яко и зубом его испадшим, бяше же святый облаз имея и накрутен, редки точию космы на устнах имея к концу о браде». В предписаниях академика Виктора Доримедонтовича Фартусова было указано, что Макария Александрийского следовало писать как глубокого старца, сходно с преподобным Макарием Великим (Египетским): «Старец египетского типа, 100 лет, лицом и телом очень худ. По греческому подлиннику, у него весьма редкая небольшая и узкая борода, волосы как на бороде так и на усах, клочками; зубов у него нет; одежда бедная – власяница, короткая мантия и епитрахиль, как у пресвитера. Можно писать ему и хартию с его изречением: “Аще исповедуеши грех твой, и Божие за него наказание познаваеши, то исправися отселе”. Или: “Виждь, Господи, и не премолчи, воскресни Боже, да разыдутся врази Твои и да бежат от лица Твоего, яко душа наша наполняется поругания”». Память Макария Александрийского праздновалась в один день с памятью его старшего современника и сподвижника, преподобного Макария Великого, поэтому в некоторых минейных циклах их изображали под 19 января вместе, как в росписях притвора церкви святых Апостолов в Печской Патриархии, Косово и Метохия (1561 г.); иногда Макария Александрийского изображали одного, как в стенописи церкви святитяля Николая в Пелинове, Черногория (1717–1718 гг.). Смешение черт Макария Александрийского и преподобного Макария Великого исследователи встречают на миниатюрах из «Лицевого летописного свода» 1570 гг., посвящённых чудесам насельников Нитрийской и Скитской пустынь в Египте. Рассказ о них помещён в составе «Лицевого хронографа» среди событий эпохи императора Валентиниана на западе и Валента на востоке Римской империи (Российская национальная библиотека).

 



 
PR-CY.ru