МАКАРИЯ, Сомова Мария Николаевна - Страница 2

Все возникавшие нестроения старец принимал благодушно. Однако, уступая настойчивым просьбам учеников, 11 февраля 1841 г. подписал письмо настоятелю Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию (Брянчанинову), который, в свою очередь, обратился с ходатайством о старце к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову). Митрополит Филарет (Дроздов) писал епископу Калужскому и Боровскому Николаю (Соколову), что «ересь предполагать в о. Леониде нет причины». Во время этих испытаний преподобный Лев (Наголкин) предупреждал учениц: «Печаль ваша в радость преложится... Верую, что Белевский монастырь будет мой, что будет в нем моя игумения». Вскоре изгнанные насельницы были возвращены в обитель. 4 октября 1841 г. монахиня Анфия и послушница Мария Сомова по благословению епископа Дамаскина, который убедился в несправедливости обвинений, официально были приняты в монастырь. 20 декабря 1844 г. Мария Сомова была зачислена в штат, в 1847 г. по прошению игуменьи представлена к пострижению в монашество. Но указом Тульской духовной консистории от 9 октября 1847 г. в связи с «недостижением» требуемого 40-летнего возраста для монашеского пострига было предписано постричь Марию Сомову в рясофор. 14 ноября 1847 г. она стала рясофорной монахиней Макарией и была зачислена в штат монастыря. В письме от 25 ноября 1847 г. старец Макарий (Иванов), поздравляя её и посылая ей просфору, наставлял: «...Да поможет тебе Господь совершить жительство твое достойно званию твоему» (Российская государственная библиотека). Монахиня Анфия стала казначеей, а ученица старца монахиня Павлина (Овсянникова) в 1848 г. была назначена настоятельницей обители. Откровение помыслов как основа монашеской жизни было утверждено в монастыре. По характеристике игуменьи Павлины (Овсянниковой) Макария «возлагаемые послушания проходит рачительно, поведения хорошего» (Государственный архив Тульской области). 27 января 1852 г. Макария была пострижена в монашество казначеем белёвского в честь Преображения Господня монастыря иеромонахом Феодосием. Макария всю жизнь руководствовалась советами Оптинских старцев. По воспоминаниям её келейницы монахини Матроны (Косторновой), преподобный Макарий (Иванов) предсказывал ей настоятельство. В 1862 г. Макария была назначена настоятельницей каширской Никитской общины, которой управляла 27 лет. Торжественное открытие общины состоялось 27 июля того же года, в день рождения императрицы Марии Александровны, покровительницы всех богоугодных заведений. Вместе с Макарией в Каширу переехали её родная сестра монахиня Евфросиния (Сомова (Завадская)), вдова подпоручика М.И. Завадского, помещика Орловской губернии Мценского уезда, а также ближайшая сподвижница Макарии – М.Н. Бернацкая (в монашестве Митрофания (ум. в 1885 г.)), избранная 30 декабря 1862 г. казначеей. По инициативе Макарии на средства тульских благотворителей в Никитской церкви проводились ремонтные работы: были переложены полы, вставлены новые рамы, в Георгиевском приделе поставлен новый иконостас с позолоченной резьбой, в Ильинском приделе обновлён старый иконостас.

 



 
PR-CY.ru