МАТФЕЙ ВАТОПЕДСКИЙ, Эфесский - Страница 3

Из них исследователи особо отмечают часто встречающуюся матиму великомученикам Димитрию Солунскому и Георгию «Воина светлаго» на четвёртый глас. Наиболее значительные из его авторских произведений вошли в состав «Собрания самогласнов, подобнов, стихир, седальнов, отпустительных и некоторых других [песнопений]» (автограф1845 г.), первая часть которого издана Ватопедским монастырём в 1997 г. Ценность этого сборника, по мнению исследователей, в том, что он отражает, главным образом, местную музыкальную традицию, по определению Матфея Ватопедского, «согласно тому способу, как поётся пространным стилем на Святоименной горе Афон». К его авторским произведениям исследователи относят также некоторые песнопения пападического типа (содержащиеся во многих автографах), бо́льшая часть которых имеет сугубо богослужебный характер. Наиболее значимые из этих песнопений Матфея Ватопедского, по мнению исследователей: «Блажен муж» (написанное «по побуждению всемудрейшего в учителях господина Иосифа Ватопедского»); полиелей «Раби Господа» «краткий и приятный» (с троичном Анастасия Рапсаниота, «истолкованным» Матфея Ватопедскго, и с его же богородичном); три великих славословия (на «чистый» второй глас, второй плагальный глас «аналитическое и радостное» и на четвёртый плагальный глас с указанием «распето мной на Кипре в год 1818») и песненные версии Трисвятого для славословий других мелургов (Анастасия Рапсаниота, Даниила, Петра Византийского); воскресная херувимская «краткая, аналитическая и прекрасная»; цикл седмичных причастнов (распетых «по просьбе моих учеников») и некоторые причастны годового круга (святым, на праздники Богородицы, «на обновление нового храма и 13 сентября», на Литургии Преждеосвящённых Даров в двух вариантах – на второй плагальный глас и первый глас, «сочиненные для нужд начинающих учеников»); краткие евлогитарии (тропари по непорочнах; «как поётся в священном нашем монастыре Ватопед») и самогласны в воскресенья Великой четыредесятницы и некоторые другие (пасапноарий Евангелия, Трисвятое, или девятая песнь вместо «Достойно есть», «О Тебе радуется» на четвёртый плагальный глас «для нужд учеников» и катавасия Рождества Христова «аналитическая... поющаяся нами... медленно по древнему чину старых учителей Святой горы, как слышал мой учитель», с указанием Матфея Ватопедского: «Это последнее в моей жизни»). Особо исследователи отмечают некоторые калофонические ирмосы, богородичны, распетые «в стиле калофонического ирмоса», и тропарь «Преобразился еси на горе», согласно местному обычаю распетый «на мелос «Богородице Дево»», т.е. на два хора и на восемь гласов (последнее песнопение – в автографе). Исследователи упоминают (как редко встречающиеся) и «начала» – краткие импровизационные апихимы (см. в ст. Интонационные формулы), добавленные (по мнению исследователей, согласно афонской традиции) к кратким седмичным херувимским Петра Пелопоннесского. Эти песнопения пападического мелоса (разрозненно встречающиеся в автографах с нотацией Нового метода) относятся не только к сфере музыкального творчества, но и к дидактической и профессиональной писцовой деятельности этого многостороннего афонского музыканта. Деятельность Матфея Ватопедского по созданию, «экзегезису», переписыванию и записи песнопений, а также по обучению пению исследователи характеризуют его как одного из самых деятельных афонских музыкантов первой половины XIX в., который внёс большой вклад в продвижение Нового метода и всей церковной музыки на Афоне.



 
PR-CY.ru