МАТФЕЙ ВАТОПЕДСКИЙ, Эфесский

МАТФЕЙ ВАТОПЕДСКИЙ, Эфесский, мирское имя Мелетий (1774–1849 гг.) – иеромонах, греческий мелург. Музыкальную подготовку получил в монастыре Ватопед у иеромонаха Иоанникия, которого в рукописях часто называет своим учителем. Иоанникий обучил его пению по старой системе (особенно в аналитической нотации протопсалта Петра Византийского, учеником которого, как полагают исследователи, был Иоанникий). Матфей Ватопедский изучал и новую систему пения (см. в ст. Греция (раздел Церковное пение), Новый метод), а позднее стал её активным сторонником, рассматривая новую систему нотации как «самую лучшую, точную и доступную». В свою очередь, Матфей Ватопедский имел много учеников как из Ватопеда, так и из других мест (так, его ученик Спиридон Ватопедский часто надписывал песнопения учителя: «Матфея Ватопедского, нового учителя [Ватопедского] монастыря»). Матфею Ватопедскому принадлежит видная роль в процессе проникновения музыкальных нововведений на Афон в первой половине XIX в. Всю свою музыкальную деятельность (создание, «экзегезис» и переписывание песнопений) Матфей Ватопедский подчинил этой основной цели, трудясь почти исключительно «ради потребностей» и «по просьбам» учеников – как из монастырей и скитов Афона, так и извне. Деятельность Матфея Ватопедского по копированию и первичной записи песнопений была столь же продуктивной, как и его музыкальное творчество и «экзегезис». Он был не только одним из ведущих греческих писцов музыкальных кодексов первой половины XIX в., но и последним крупным представителем традиции афонского музыкального книгописания XVII–XVIII вв. Профессиональные качества переписчика, которые Матфей Ватопедский постоянно совершенствовал на протяжении полувека, отражены в созданных им многочисленных музыкальных рукописях (найдено не менее 55, включая отдельные тетради и листы; большинство из них подписано и датировано). Наиболее интересными из них исследователи называют самый ранний датированный автограф Матфея Ватопедского – «Новая Анфология» в старой нотации (1802 г.), содержащая «новые матимы новых учителей» и переписанная с автографа Петра Византийского, и тетрадь с матимами Матфея Ватопедского (которым сопутствуют интересные примечания), выполненная за год до его смерти (1848 г.). Не менее важным исследователи считают вклад Матфея Ватопедского в «экзегезис» песнопений (как и работа других афонских «экзегетов» того времени). Эту его деятельность исследователи делят на два периода: первый включает в себя «экзегезисы» матим в аналитической системе Петра Византийского (непосредственно предшествовавшей изобретению Нового метода), подписанные именем Мелетий. К ним исследователи относят некоторые матимы протопсалта Даниила (ум. в 1789 г.), по замечанию Матфея Ватопедского, «изъясненные согласно его преданию с помощью самых изысканных мелодических линий (т.е. в аналитической записи) и проверенные моим музыкальнейшим учителем господином Иоанникием», икос «О, Всепетая Мати» на четвёртый плагальный (восьмой) глас Петра Берекета и матима «Зело возвеселила еси» (тропарь великомученице Евфимии Всехвальной) на третий глас Петра Пелопонесского (все в недатированном автографе).

 



 
PR-CY.ru