МАТИМА - Страница 3

Некоторые из вышеперечисленных мелургов известны исследователям как авторы не только мелодий, но и поэтических текстов матим. Первоначально матимы записывали в Пападики, впоследствии сформировались особые певческие книги, содержащие матимы, – Калофонические Стихирари, или Матиматарии (один из самых ранних – кодекс, написанный в 1431 г. Давидом Редестским). Псалмовые стихи в XVIII – начала XIX вв. продолжали помещать преимущественно в Пападики (Анфологии Пападики), а калофонические стихиры – в Матиматарии. Икосы Акафиста в стиле матим были собраны в другом типе рукописи – Икиматарии, или Акафисте. Бóльшая часть матим переведена из древней симиографии в нотацию Нового метода хартофилаксом Великой церкви Хурмузием (в Афинской национальной библиотеке сохранилось около десятка его рукописей, не опубликованы), тем не менее, в XIX в. были и мелурги, продолжавшие сочинять произведения в старой традиции. «Экзегезисы» («истолкования») многих матим были сделаны и другим учителем Нового метода – протопсалтом Григорием (ум. в 1821 г.), а позднее святогорскими мелургами иеромонахами Матфеем Ватопедским, Николаем Дохиаритом и Иоасафом Дионисиатом. Согласно новейшим исследованиям, Хурмузий был знаком с «экзегезисами» Григория (которые были сделаны несколько раньше) и следовал им, «истолковывая» матимы, записанные более ранней нотацией. Лишь небольшая часть (около 50) этих произведений была издана в 1851 г. в Константинополе в третьем томе «Пандектов», поскольку в этом не было литургической необходимости. Однако матимы имеют не только богослужебное употребление (по причине их большой продолжительности часто они не могут петься во время службы), но и представляют собой наиболее искусные произведения греческого певческого искусства. Исследователи находят примечательным, что некоторые из матим, исполняемые в особых случаях, например, наиболее пространно распетое песнопение Иоанна Кукузеля «Свыше пророцы» (поётся во время облачения архиерея на солее в конце утрени), были сокращены позднейшими музыкантами для исполнения в более краткий промежуток времени. В настоящее время готовится издание аудиозаписи всех матим третьего тома «Музыкальных пандектов» 1851 г. в исполнении лучших псалтов и хоров, по второй версии для каждого произведения, с приложением эссе о них с целью научного освоения этого певческого материала, являющегося одним из высших достижений греческого музыкального искусства за последние семь – восемь столетий.



 
PR-CY.ru