МАТИМА

МАТИМА – в греческой церковной музыке пространное искусное музыкальное произведение на текст псалмового стиха, стихиры-самогласна, икосов Акафиста, подобна, кондака, отпустительного тропаря и др. Этот термин употребляется уже в трактате Мануила Хрисафа «О теории искусства пения» (середина XV в.), а также в трактате иеромонаха Гавриила из монастыря Ксанфопулов (того же периода). Исследователи полагают, что название этого жанра связано с его сложностью: изучение и последующее исполнение матимы требовало определённой подготовки. Это подтверждает изучение певческих рукописей, в которых матимам регулярно предшествуют указания: «внемли», «фторальное и сложное», «очень сложное». Эти произведения, принадлежащие к пападическому мелодическому стилю (весьма искусному, мелизматическому и высокохудожественному), складывались в певческой практике с конца XIII в. Для жанра матим характерно использование большого количества особо выразительных технических приёмов, обогащающих восприятие смысла текстов и способствующих достижению совершенства в искусстве создания мелоса. Для этой цели авторы матим использовали следующие способы. Прежде всего, в матимах содержатся пространные мелодические формулы (тесисы), которые включают продолжительную последовательность простых ритмических долей, что позволяет использовать различные певческие приёмы для выражения содержания текста. К этим приёмам относится, во-первых, включение восходящих или нисходящих мелодических фраз – в зависимости от того, какие слова необходимо выделить (например, восходящие – на словах «небо», «гора», «взываю», нисходящие – на словах «земля», «преисподняя», «поклонение»). Во-вторых – использование различных интервальных родов для cоздания особого эмоционального состояния, также в зависимости от смысла текста. Например, такие слова и фразы, как «рай», «спасение», «избавление», «радость ангелов» и др., распеты, в основном, в диатоническом роде, который содержит интервалы, выражающие радостное настроение, в то время как на словах «ад», «смерть», «грех», «горе» и им подобных используются преимущественно интервалы хроматических звукорядов. Кроме того, слова «молю», «спаси», «очисти» распеваются с соответствующими модуляциями, чтобы придать им бóльшую «жизненность». Среди других способов мелодического развития, которые использовали и древние, и более поздние мелурги, – повторение мелодических фраз с каденциями в различных частях произведения или пропевание два, три или четыре раза одного и того же музыкального мотива, но с разными ударениями (палиллогия) – острым или тупым.

 



 
PR-CY.ru