МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ - Страница 10

Те же атрибуты святого, иногда более лаконично, зафиксированы и в других подлинниках, но его облик может уподобляться иным святым и описываться несколько иначе: «...Рус, кудри аки Лука Евангелист, надсед, подоле» (Библиотека Академии Наук); «рус, кудреват, аки Лука Евангелист, покороче с проседью» (Библиотека Академии Наук); «рус, власыма кудреват, а брада Василия Кесарийского покороче, с проседью» (Российская национальная библиотека; «Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в.». М., 1873 г.); «рус, власы кудреваты, брада аки Иоанна Предтечи, или Васильева, покороче, с просединою» (Большаков. «Подлинник иконописный»). Основные разночтения этих текстов касаются формы и длины бороды Михаила Всеволодовича, иногда её описание отсутствует. Подобные расхождения, обусловленные разными типами иконографии святого, способствовали сохранению её вариативности. Неустойчивость иконографического типа и сходство атрибутов привели к тому, что в ряде случаев образ Михаила Всеволодовича исследователям сложно отличить от образа святого Михаила Ярославича, Тверского князя, которого в подлинниках сравнивали с одноимённым Черниговским чудотворцем. Ни в одном из иконописных подлинников не упомянут головной убор Михаила Всеволодовича, хотя в ранних памятниках святой князь почти всегда представлен в княжеской шапке и царском венце. Эти атрибуты отсутствуют и в коротком тексте Строгановского подлинника, но на помещённом в нём изображении голова князя увенчана городчатым венцом. В той же композиции Михаил Всеволодович и Феодор показаны как бы беседующими друг с другом. Эти особенности (позы святых не характеризуются в большинстве подлинников, за исключением рукописи Российской национальной библиотеки, где сказано, что «у князя рука молебна… а зрит на Феодора») в сочетании с особенностями памятников, на которых князь изображён с покрытой головой, говорят о том, что в развитии иконографической традиции значительную роль играли древние авторитетные изображения. В то же время тексты подлинников повлияли на процесс распространения образов Михаила Всеволодовича с непокрытой головой в искусстве XVII в. и Нового времени, хотя это явление отвечает и общим тенденциям эволюции иконографии русских святых князей.

 



 
PR-CY.ru