МАВРИКИЙ, Мауриций - Страница 11

В иконографии Маврикия представляют молодым человеком или средовеком в воинском облачении западного образца (шлем, латы, копьё-хоругвь и щит). Святой почитался как покровитель воинов, правящих фамилий, городов и аббатств, особенно в Швейцарии и Германии. На ранних изображениях воинские доспехи закрывают лицо почти полностью, опознать Маврикия можно по надписи или же по первоначальному местонахождению предмета с его образом. С 937 г. в Магдебурге существовало бенедиктинское аббатство, находившееся под покровительством Маврикия и императора Оттона I, позднее в аббатстве был построен каменный собор во имя Маврикия, ставший родовой усыпальницей правящей династии. В 968 г. Магдебург получил статус архиепископии, в связи с чем был сделан ряд вкладов, в том числе авориев – пластинок из слоновой кости с изображением императоров династии Оттонов и святых патронов. На одном из авориев (962–968 гг., Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Маврикий как святой покровитель города и кафедрального храма обнимает за плечи императора, подносящего модель собора Христу Вседержителю. Маврикий облачён в светские одежды: на нём плащ, покрывающий правое плечо, платье с длинным рукавом; коротко подстриженные волосы лежат прядями, напоминающими локоны других юных святых воинов, например, великомученика Георгия Победоносца. На авории (980–983 гг., Кастелло-Сфорцеско, Милан) с изображением коленопреклоненной перед Христом на престоле императорской четы, отождествляемой с императором Оттоном III и его матерью, императрицей Феофано, Маврикий предстоит Спасителю рядом с императором и поднимает правую руку в жесте моления; справа от святого на ковчеге авория размещена подпись: «Scs Mauritius». В эпоху зрелого Средневековья тип иконографии Маврикия изменился. С пальмовой ветвью, символом мученичества, Маврикий изображён на миниатюре Зигбургского лекционария (XI в. – вторая четверть XII в.), принадлежавшего аббатству Зигбург, одним из патронов которого он почитался. На Маврикии – светская одежда (плащ, туника с короткими широкими рукавами, из-под которых видны расшитые поручи рубахи), на кудрявых коротких волосах округлая шапочка, отенённая, как и платье, изумрудно-зелёным цветом, в то время как плащ и пояс – красным и розовым. Образ, по мнению исследователей, восходит к традиции византинизирующих авориев; помимо мирских одежд (раннехристианского атрибута) об этом свидетельствуют форма миниатюры, напоминающая ковчег, и орнаментальные мотивы. Маврикия изображали как всадника и воина в полном облачении, характерном для Средневековья. Святой прикрыт длинным щитом с изображением креста, он в шлеме, со знаменем-хоругвью – на одной из торцевых пластин реликвария Гискальда и Гундобальда, сыновей святого Сигизмунда (ум. в 524 г.), короля бургундов и основателя аббатства на месте гибели Маврикия и воинов Фиванского легиона (первая половина XII в., сокровищница аббатства Сен-Морис-д'Агон). В тексте Мученичества (passio) Маврикия в Штутгартском пассионале (1125–1130 гг.) в заглавную буквицу «D» вписана его фигура: Маврикий сидит на коне в длинной кольчуге, в шлеме, полностью скрывающем лицо, с копьём наперевес; подобный образ представлен в тимпане портала на южной стене церкви его имени в Сульс-О-Рен (Эльзас, XIV в.). В средневековых государствах на территориях современной Швейцарии, Франции, Германии, Северной Италии, Северной Испании, Чехии Маврикий почитался как покровитель правящих фамилий, прежде всего, Священной Римской империи эпохи Оттонов и позже.

 



 
PR-CY.ru