ЛУКИАНОВА В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ - Страница 8

Архитектурный ансамбль монастыря сложился на рубеже XVII и XVIII вв. и представляет собой редкий пример почти регулярной композиции. По оси расположены святые врата (утрачены) в центре южной стены и церковь Богоявления с трапезной, древнейший храм обители, сооружённый каменщиками И. Константиновым и И. Семёновым в 1684 г. Богоявленский храм и трапезная образуют единый, вытянутый в продольном направлении двухэтажный объём, завершающийся с востока двумя гранёными апсидами. Наос представляет собой четверик с двумя главками на круглых барабанах. С запада примыкает шатровая колокольня с восьмигранным ярусом звона на квадратном в плане основании и крыльцо с четырёхгранным шатром на четырёх столбах (пристроено в 1892 г.). Тёплая зимняя трапезная и тёплые храмовые помещения располагались на первом, а летние – на втором этаже. Трапезные залы на обоих этажах перекрыты системой коробовых сводов на распалубках, опирающихся на два квадратных в сечении столба. Храм сохранил декоративное убранство, характерное для третьей четверти XVII в. и по стилю близок к постройкам Успенского монастыря в Александровской слободе, выполненным по царскому заказу. Справа от центральной аллеи монастыря находится Рождественский собор, который представляет собой высокий трёхсветный четверик, поставленный на подклет и завершённый пятью главами на невысоких барабанах. С запада и отчасти с севера и юга фасады опоясаны просторной галереей. Все фасады разделены лопатками на три высоких прясла, каждое из которых завершено кокошником. Ярус кокошников отделён многопрофильным карнизом. По мнению исследователей, храм может служить примером использования нарышкинского стиля в монастырском строительстве. Высокие окна обрамлены наличниками, тонкими колонками и разорванными треугольными фронтонами. Обильный декор с изразцами украшает стены галереи. Светлый четверик собора перекрыт крутым сомкнутым сводом. В окнах сохранились железные кованые решётки. Внутренние стены четверика расписаны в стиле позднего классицизма середины XIX в. На каждой из стен расположены по три композиции, объединённые орнаментальными арками. В простенках нижнего ряда окон изображены парные ростовые фигуры святителей и преподобных. В подклете собора находился некрополь: здесь были погребены игумен Авраамий, представители рода Собакиных и другие вкладчики обители. С запада монастырскую площадь ограничивает настоятельский корпус, построенный при настоятеле Иоасафе (Колдычевском) в 1694 г. Первоначально он включал четыре палаты и сени, соединявшие первую и вторую палаты. В трёх палатах размещались хлебная келья и настоятельские покои, четвёртая палата была отведена под больницу.

 



 
PR-CY.ru