ЛОНЕРГАН Бернард Джозеф Фрэнсис - Страница 4

При таком понимании человеческой природы и знания, т.е. первопринципов культуры, вечных, неизменных истин, для классицистской культуры могла существовать только одна истинная культура – она сама. Эта культура в высшей степени нормативная, она утверждает стандарт, норму в понимании человека, знания и всех производных культурных смыслов, утверждает норму как нечто не зависящее от произвола мнений, и в этом её сила. Но в этом же и её слабость, потому что классицистская культура переоценивает свой каталог предписаний, принимая их за всеобщие истины. По замечанию Лонергана, жёсткая нормативность приводит классицистскую культуру к тому, что она придаёт слишком большое значение стабильности и универсальности, но при этом страдает слепотой к истинному смыслу истории. И это чревато тяжкими последствиями. По мнению Лонергана, классицистская культура играла на протяжении многих столетий очень важную роль в западном мире. Но наступил момент, когда её преимущества оказались исчерпанными, а слабые стороны проявились и вполне оформились. Во-первых, это жёсткость и инертность того стиля мышления, который Лонерган называл концептуалистским, основанным на безусловном приоритете универсальных понятий над индивидуальным характером фактов опыта. Во-вторых, это нечувствительность к движению истории, которая поставила под вопрос самые основания классицистской культуры. Эти факторы, согласно Лонергану, и привели к необходимости выхода на новый, третий метауровень в сфере культурных смыслов. Так оформились возможность и необходимость перехода к современной культуре. Переход к парадигме современной культуры, если рассматривать его с точки зрения идеи знания и идеи человека, Лонерган резюмирует следующим образом: от науки в аристотелевском понимании к современной науке, от метафизики души к самоприсвоению субъекта, от понимания человека в терминах субстанциальной природы к пониманию человека через историю, от универсальных и вечных первопринципов к трансцендентальному методу. Именно эти темы и составляют общий предмет главных книг Лонергана «Озарение» и «Метод в теологии»: 1) критерии современной науки; 2) структура и уровни сознания человека; 3) историзм и, как выводимое отсюда закономерное требование, глубочайшее внимание к контекстуальной стороне культурных смыслов; 4) трансцендентальный метод. Лонерган не считал переход к современной культуре вполне завершённым, а классицистскую культуру – уже мёртвой. Напротив, он полагал, что переход продолжается по сей день, что современная культура в строгом смысле всё ещё остаётся задачей и вызовом.

 



 
PR-CY.ru