ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим - Страница 7

В статье «Новая гипотеза о евангелистах, рассматриваемых лишь в качестве человеческих историописателей» («Neue Hypothese über die Evangelisten als bloß menschliche Geschichtsschreiber betrachtet». 1778 г.) Г.Э. Лессинг допускал возможность существования арамейского протоевангелия как источника для синоптических Евангелий, которое, по его предположениям, приближалось по содержанию к якобы имевшемуся ещё во времена Иеронима Стридонского «Евангелию евреев». Во взаимодействии естественной и позитивной религии Г.Э. Лессинг видел ключ к пониманию истории, которую рассматривал как процесс воспитания человечества Божественным Провидением. В трактате «Воспитание человеческого рода» Г.Э. Лессинг, исходя из положения, что «откровение не даёт человеческому роду ничего сверх того, к чему человеческий разум, предоставленный самому себе, не пришёл бы и сам, но оно дало и даёт ему важнейшие моменты такого постижения раньше», рассматривал развитие религиозных представлений от первоначального монотеизма через языческое многобожие, иудаизм и различные формы христианства (включая Реформацию) как последовательность ступеней исторического раскрытия истин естественной религии в ходе осуществления божественного плана постепенного воспитания в человеке разумности и терпимости: сначала эти истины были постепенно открыты через пророков избранному народу Израиля, а затем через Христа всему человечеству. В понимании миссии Христа Г.Э. Лессинг исходил из убеждения, что «был ли Христос более чем человеком – это проблема», тогда как то, «что Он, если вообще был, был истинным человеком и никогда не переставал быть человеком – это вопрос решённый». Главным содержанием новозаветного откровения Г.Э. Лессинг считал учение о бессмертии души (полностью отсутствовавшее, по его мнению, в Ветхом Завете), а Христа – «первым практическим учителем бессмертия души, который внушал доверие». Воздерживаясь от определённого суждения о действительности совершённых Спасителем чудес или Его воскресения из мёртвых, Г.Э. Лессинг подчёркивал, что признание истинности Его учения совершенно не зависит от решения этих вопросов. Современное человечество, по его мнению, всё ещё не достигло меры разумности и нравственности, указанной в Новом Завете: религиозные таинства не постигнуты разумом, а евангельская заповедь любви остаётся неисполненной. Когда это произойдет, Новый Завет, подобно Ветхому Завету, устареет, и будет явлено новое, возможно, вечное евангелие. Рассматривая процесс морально-религиозного совершенствования отдельных людей как повторение истории человечества, Г.Э. Лессинг склоняется к признанию предсуществования душ (см. в ст. Душа) и метемпсихоза: «Тот путь, которым человеческий род движется к своему совершенству, должен сначала пройти каждый отдельный человек… Пройти в течение одной жизни? …Но почему бы каждому человеку не пребывать в этом мире больше одного раза?».

 



 
PR-CY.ru