ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим - Страница 6

Отсюда, согласно Г.Э. Лессингу, следует, что «все позитивные или богооткровенные религии равно истинны и равно ложны. Равно истинны: поскольку повсюду было равно необходимо условиться о различных вещах, дабы произвести согласие и единение в публичной религии. Равно ложны: ибо то, относительно чего условились, не столько пребывает наряду с существенным, сколько ослабляет и вытесняет это существенное». Художественной иллюстрацией этого тезиса стала притча о кольцах, вложенная Г.Э. Лессингом в уста главного героя драматической поэмы «Натан Мудрый». Общая установка на разграничение содержаний, принадлежащих к естественной религии, и исторически возникших догматических положений отдельных религий лежит в основе полемической стратегии Г.Э. Лессинга в споре вокруг «Фрагментов неизвестного». В отличие от Г.С. Реймаруса, который, указывая на противоречия библейского повествования, целиком отказывал ему в каком-либо богооткровенном содержании, и от И.М. Гёце, который, последовательно защищая принцип sola scriptura, настаивал на богооткровенном значении каждого слова библейского текста, Г.Э. Лессинг в ходе полемики, ссылаясь на противопоставление буквы и духа у апостола Павла (2 Кор. 3:6), подчёркивал, что Библия «хотя и содержит откровение, но не есть оно само», так что, «даже если бы мы оказались не в состоянии отринуть те возражения против Библии, о коих столь печётся разум, религия осталась бы непоколебленной и неомрачённой в сердцах тех христиан, которые обрели её существенные истины во внутреннем чувстве». Применительно к Новому Завету разделение естественной и исторической религии приобретает у позднего Г.Э. Лессинга вид прямого противопоставления «религии Христа» «христианской религии»: «Религия Христа есть та, которую Он Сам как человек исповедовал и практиковал; которую всякий человек может с Ним разделить», тогда как «христианская религия есть та религия, которая принимает за истину, что Он был более чем человек, и в качестве такового делает Его Самого предметом почитания». Отсюда Г.Э. Лессинг заключает, что «учения и основоположения обеих едва ли можно отыскать в одной книге» или, во всяком случае, что «религия Христа содержится у евангелистов совершенно иным образом, нежели христианская». Вслед за Иоганном Заломо Землером Г.Э. Лессинг полагал, что христианство как естественная религия значительно древнее Библии; что писания Нового Завета и весь канон постепенно возникли на основе устной традиции, а источником вероучения в древней церкви было не Писание, а практические правила веры.

 



 
PR-CY.ru