ЛЕОНИД Усть-Недумский - Страница 5

Исследователи полагают, что вторая икона (70×50 см) является списком с первой иконы, она сходна с ней по стилистике и основными чертами иконографии, но здесь извод дополнен изображением слева Введенской церкви (вид на строение с западной стороны) и речки; на поле иконы красками выполнена имитация киота с растительным орнаментом. Икона является даром архимандрита Трифона (Парамонова) Благовещенской церкви, в 1990 г. она была передана во Введенскую церковь деревни Озерской. Также во Введенской церкви находятся ещё три иконы святого современной работы. Две из них повторяют икону монахини Митрофании (одна – копия, отличия касаются лишь цветового решения некоторых деталей; с этой иконой в день празднования святого 30 июля совершается крестный ход на реку Недуму, где служат водосвятный молебен). Ещё одна икона представляет собой самостоятельный извод иконографии Леонида – основателя пустыни. Святой показан фронтально в рост в монашеских одеждах, типичных для изображений преподобных: в рясе, мантии, схиме, с куколем на голове. В левой руке на уровне груди на плате он держит икону Божьей Матери «Одигитрия»; правой благословляет, поскольку рука отведена в сторону, то этот жест прочитывается и как преподание Леонидо благословения основанной им обители. Святой стоит на пологом берегу реки, на другом, холмистом берегу – лесная чаща и деревянный храм. В настоящее время в Благовещенской церкви в посёлке Лальск находится образ (65×45 см) святого на пейзажном фоне, с храмом, выполненный кировским художником в конце 1980 гг. в манере, близкой к академической. Иконы с единоличным изображением Леонида, как ростовые, так и поясные, получили распространение в 1980 – 2000 гг. в связи с активизацией почитания святого. Они, в основном, восходят к трактовке образа Леонида на иконе монахини Митрофании: на голове клобук, в руке на плате – икона Божьей Матери «Одигитрия» (поясная или типа Казанской иконы), за плечами котомка (или видны её ремни), иногда даже на прямоличных поясных изображениях встречается посох (см., например, икону работы иконописца Анны Смирновой, 2011 г.). В 2014 г. лузским художником Иваном Михайловичем Дружининым была написана ростовая икона святого на деревянную резную раку над мощами Леонида во Введенской церкви в деревне Озерской. Этот нагробный образ выполнен в традиции посмертного портрета: руки крестообразно сложены на груди, глаза закрыты. Леонид облачён в монашеские одежды, в епитрахили, на голове клобук. В притворе Введенской церкви деревни Озерской между 1989 и 1997 гг. были выполнены две настенные живописные композиции, заключённые в картуши; достаточно безыскусные по исполнению, они, тем не менее, бережно иллюстрируют Житие святого. В первой «Прп. Леонид изыскивает место для построения монастыря» святой изображён идущим с посохом, за плечами котомка, в руках икона Божьей Матери «Одигитрия», на нём чёрная тяжёлая верхняя одежда в виде подпоясанной рясы, на голове клобук. Во второй композиции «Прп. Леонид копает речку Недуму» святой в подряснике, на голове скуфья, среди лесной болотистой местности он копает канал, из-под лопаты видна голова змеи (отражение эпизода Жития о змее, ужалившей Леонида). Образ Леонида включён в иконографию «Собор Вятских святых». Так, на иконе 2007 г. из Успенского собора Трифонова монастыря в Кирове Вятские святые изображены двумя группами в молении образу Божьей Матери «Знамение». Леонид представлен третьим в левой группе. На нём мантия, ряса, епитрахиль, на голове куколь, в правой руке образ Божьей Матери «Одигитрия», левая рука на уровне груди в жесте моления.



 
PR-CY.ru