ЛЕОНИД Усть-Недумский

ЛЕОНИД Усть-Недумский (1551–1654 гг.) – основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской пустыни, преподобный (память 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых). Основным источником сведений о жизни Леонида является «Сказание о явлении Пресвятыя преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии старцу Леониду, и о пошествии его с образом ея в Устюжския пределы в Усольской уезд, и како прииде со образом на Лузу реку, на Турину гору, и о преславных ея чюдесехъ списано вкратце». До недавнего времени оно было известно исследователям только в пересказе духовного писателя Ивана Петровича Верюжского (1820–1907 гг.) по рукописи из усть-недумской церкви. В настоящее время выявлено три списка: Российской национальной библиотеки, 1699 г., самый ранний, написан в Лальском погосте (ныне посёлок Лальск Лузского района Кировской области); Библиотеки Академии Наук, первая четверть XVIII в. (принадлежал лальским крестьянам); Великоустюжский филиал Государственного архива Вологодской области, XVIII в. В 1798 г. по указу Вологодской духовной консистории канцеляристом Устюжского духовного правления А. Поповым была сделана копия с устюжской рукописи для епископа Вологодского и Белозерского Арсения (Тодорского), названная «летописец» (местонахождение списка исследователям неизвестно). Время создания «Сказания...» исследователи относят к 1650 гг., поскольку его основная часть завершается сообщением о кончине основателя пустыни 17 июля 1654 г. Автором «Сказания...» был местный книжник, на что указывают сохранившиеся в тексте следы северно-русских говоров («цоканье» – «Цорная речка») и осведомлённость в местных реалиях и преданиях. Согласно «Сказанию...», Леонид родился в крестьянской семье. В трудах дореволюционных историков названы имена родителей святого – Филипп и Екатерина, а также год рождения – 1551-й, однако эти сведения не подтверждаются другими источниками. Духовный путь Леонида был определён явлениями Пресвятой Богородицы. Впервые Пречистая Дева явилась подвижнику в 1603 г. (в позднем списке – в 1592 г.) в Благовещенском приходе Щекинской волости Пошехонского уезда, повелев ему перенести икону Божьей Матери «Одигитрия» из Моржегорской Николы Великорецкого пустыни Холмогорского уезда на Туринскую гору в Устюжский уезд, там построить храм для иконы и жить при нём до самой кончины. Леонид не сразу последовал Её велению, посчитав откровение случайным сновидением («никому видение не поведа и себе недостойна именова»), но прежде принял постриг в Кожеезерском монастыре на Лопском полуострове, где прожил год (в «Сказании...» нет упоминаний об основателе монастыря преподобном Серапионе Кожеезерском (ум. 27 июня 1611 г.) и о преподобном Никодиме Кожеезерском, находившемся в обители в 1601/1602 г. (Библиотеки Академии Наук, 1720 гг.), но сообщается о церкви в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина», которая была построена в 1608 г.).

 



 
PR-CY.ru