ЛЕОНИД Усть-Недумский - Страница 4

В устных преданиях свидетельством святости подвижника являются не застывающая в самые сильные морозы река Недума (местные жители называют её Дума, Копань, Канава), вечнозелёная береза, стоящая на горячем ключе, камень, заложенный Леонидом в основание храма, который при советской власти не смогли выкорчевать несколько бульдозеров. В современном акафисте святому прославляются его подвижничество и миссионерская деятельность по просвещению «диких пермцев». Исследователи отмечают, что есть вероятность существования икон Леонида, созданных, как минимум, в связи с включением его в Собор Вологодских святых в 1841 г. В 1970 гг. клирик Благовещенской церкви в посёлке Лальск Лузского района Кировской области игумен Трифон (Парамонов; впоследствии архимандрит) предоставил материалы к всероссийскому прославлению святого, среди которых была фотография иконы Леонида из этого храма, во многом послужившая образцом для последующих изображений святого. Тогда же по этой фотографии ученица монахини Иулиании (Соколовой) Надежда Григорьевна Емельянова (ныне монахиня Пюхтицкого монастыря Митрофания) написала икону в традиции древнерусской живописи. В основе иконографии – Житие святого. Леонид представлен на пути «на Лузу реку, на Турину гору». Он изображён в повороте влево на три четверти, опирающимся на высокий посох в правой руке, в левой – держит на белом плате изнесенный им из Моржегорской пустыни образ Божьей Матери «Одигитрия» (по типу напоминает Казанскую икону Божьей Матери), за плечами котомка. Леонид представлен старцем крепкого телосложения, с короткой окладистой седой бородой, облачён в коричневую рясу, на голове чёрный клобук. На условном пейзажном фоне иконы показаны деревца и образующий два берега водоём – собственноручно вырытый Леонидом канал «Недума-река». В первоначальной иконографии отсутствовало изображение Введенского храма пустыни. Монахиня Митрофания, руководствуясь известной со второй половины XVI в. традицией помещать на иконах основателей монастырей изображения сотворённых ими обителей, представила слева от Леонида возведённую им церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (архитектура воспроизведена по фотографии полуразрушенного храма из материалов архимандрита Трифона; в нише на южном фасаде прорисовано изображение престольного праздника). Вверху в центре был написан образ Христа Вседержителя в облачном сегменте. По сведениям вятского искусствоведа Ольги Владимировны Крупиной, в 1984 г. в Благовещенском храме посёлка Лальск находились две иконы с образом Леонида. Изображение на одной из них было выполнено до 1970 гг. маслом на холсте, наклеенном на старую иконную доску (60×46,5 см), на которой отмечены остатки темперной живописи. Это – единоличный образ святого, в рост (в лёгком развороте вправо), фигура представлена на пейзажном фоне с голубым небом, выдвинута близко на первый план, благодаря чему кажется крупной. У Леонида седая округлая борода, за плечами котомка, в левой руке держит на плате икону, в правой – посох; на полях – растительный орнамент (исследователи предполагают, что фотография именно этой иконы послужила образцом для монахини Митрофании).

 



 
PR-CY.ru