ЛЕВКИЕВ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

О намерении передать в Левкиев монастырь в качестве поминального вклада деревню Вашурово сообщается в духовной старца Елисея Бибикова 1580 г., но и эта деревня отсутствует среди земельных владений монастыря в первой трети XVII в. Исследователям неизвестна история приобретения и причины утраты монастырём небольшого владения XVI в. в Сурожском стане Московского уезда сельца Ивановского Высокого, бывшей вотчины князя Ивана Лобанова-Ростовского. После Смутного времени из хозяйственного оборота монастыря оказалось выведенным значительное владение в Рузском уезде – четыре села с деревнями, а также запустело большинство из населённых в XVI в. мест в Волоцком уезде – село, пять селец с деревнями. По данным переписных книг, за Левкиевым монастырём в 1653–1661 гг. числилось всего 24 крестьянских двора, а в 1678–1700 гг. – 37, тяглое население которых платило оброк вначале Левкиеву монастырю, а затем Новоиерусалимскому монастырю. Величина и формы оброка до XVII в. исследователям неизвестны, хотя, судя по поздним документам, по-видимому, он носил смешанный характер: денежный, а также натуральный – поставка в монастырь ржи, овса, масла, яиц, грибов, ягод и орехов. Это не исключало и другие повинности. К началу XVIII в. монастырь уже не имел собственной запашки, и все доходы с крестьян, взимавшиеся в денежной форме, составляли 145 руб. О средствах, получаемых монастырём за церковные требы, впервые упоминается в духовных 1503–1521 гг. Волоцкого князя, Рузского князя и князя Угличского Дмитрия Ивановича Жилки, брата великого князя Василия III Ивановича. В основном, это – разовые денежные поминальные вклады; в грамотах в качестве вклада числятся также домашние животные, земельные владения. Наличие в монастыре синодика, утраченного к XIX в., свидетельствует, что поминальные вклады других лиц были неоднократными в течение всего времени существования обители. Документы о расходовании средств на содержание и благоустройство Левкиева монастыря исследователям неизвестны. В частности, неясно, когда и на средства какого вкладчика выстроены не позднее XVI в. два каменных храма. О материальном положении насельников исследователям известно лишь по описи 1764 г. К середине XVIII в. иноки не получали ни денежного, ни хлебного жалованья, «стояли на пашне», обрабатывая выделенные им 12 четвертей земли на каждом из трёх полей, и пользовались сенными покосами на 150 копён сена. Несмотря на упразднение монастыря, в приходском храме села Левкиева хранились святыни, связанные с основателем обители. Приходская жизнь в селе в конце XIX – первой трети XX в. связана с именами двух выдающихся церковных деятелей. В семье псаломщика местной церкви родился и проживал до пострига последний архимандрит Троице-Сергиевой лавры преподобномученик Кронид (Любимов). С 1929 по 1930 гг. в Успенском храме служил иеромонах преподобномученик Гавриил (Гур). Сельские храмы были закрыты в начале 1930 гг. и, как полагают исследователи, пострадали во время боёв 1941–1942 гг.; в 1950 гг. стены церквей и колокольни были окончательно разрушены, их остатки использованы на хозяйственные нужды. К 2016 г. на месте бывшего Левкиева монастыря находится сельское кладбище. 20 августа 2011 г. у фундамента Успенской церкви установлен и освящён памятный поклонный крест.



 
PR-CY.ru