ЛЕВКИЕВ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 2

Точная численность и состав насельников известны исследователям по описи монастыря 1679/1680 г., в которой указываются строитель – «чёрный поп», старец-казначей, пять старцев и монастырский слуга. Перед упразднением Левкиева монастыря, по описи 1764 г., монашествующих в обители не было, а вместо положенных для проживания трёх священников, двух диаконов, трёх пономарей и трёх дьячков находилось только два священника, диакон и пономарь. Насельники Левкиева монастыря, состоявшие, как полагают исследователи, в большинстве из бывших в миру служилых земледельцев, придерживались «особного жития», устава, предусматривавшего частную собственность монахов, в том числе кельи, индивидуальную трапезу, кроме вкушения праздничных и поминальных кормов. До начала XVII в. монастырём управляли настоятели в сане игуменов, после разорения обители в Смутное время и вплоть до упразднения – строители, которые выбирались из иеромонахов и иеродиаконов. В первой трети XVII в. функции настоятеля исполнял чёрный священник. Последний раз строитель упоминается в судебном деле Левкиева монастыря с вдовой Темировой 1722 г. Исследователи не исключают, что монашеская жизнь в монастыре прекратилась около середины XVIII в., после перехода обители в ведение властей Переславской и Дмитровской епархии. Дата возведения каменного собора в честь Успения Пресвятой Богородицы исследователям неизвестна. Историк архитектуры Волфганг Вольфгангович Кавельмахер считает, что церковь была возведена во второй половине XVI в. и имела размеры, сходные с объёмами располагавшегося в пределах визуальной видимости также каменного Никольского храма, построенного в селе Черлёнкове Хованского стана Волоцкого уезда – вотчине Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Собор представлял собой одноглавую четырёхстолпную квадратную в плане церковь с трёхапсидным пониженным алтарным полукружием, его отдельные черты напоминали Воскресенский собор в Волоколамске. Пилястры, которые завершались закомарами, делили фасады здания на три части. На достаточно широком барабане была размещена характерная для раннемосковского зодчества шлемовидная глава храма. По описанию конца XVII в., «глава круглая обита чешуею деревянною..., на главе крест железной большой». В XVII–XVIII вв. церковь была покрыта тёсом, но, скорее всего, как полагают исследователи, в XIX в. перекрыта железной кровлей. До XVII в. при Успенской церкви была деревянная часовня, «а в ней почивают преп. отец Левкий, под спудом». К середине XVIII в. это был каменный «приделец». 29 октября 1867 г. каменный придел, находившийся с западной стороны храма, очевидно, после ремонтных работ, был освящён. Симметрично ему в то же самое время пристроен придел во имя пророка Илии, но освящён позднее. В описи зданий Левкиева монастыря конца XVII в. значится каменная церковь во имя праведных Иоакима и Анны «с трапезою».

 



 
PR-CY.ru