ЛЕВ - Страница 4

В «Ерминии» афонского иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) – «старец с широкой бородой»; в русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) его внешность уподобляется облику Власия Севастийского: «Сед, власы мало взлиз, брада Власиева, риза лазорь, испод бел, амфор и Евангелие, правой рукой благословляет». В ряде случаев во внешности Льва исследователи наблюдают характерную черту, которая встречается у представителей Западной церкви, – тонзура (гуменцо), а его облик в целом близок к изображениям Римских пап, во внешности которых отмечается общее типологическое подобие апостолу Петру. Так, на миниатюре из «Минология Василия II» (первая четверть XI в.) Лев представлен как муж старше средних лет, фронтально в рост на фоне архитектурных колонок, он облачён в охристый подризник, светло-лиловую фелонь, обеими руками держит Евангелие; кудрявые светлые волосы лежат венцом, не скрывая тонзуру, борода короткая. В храмовой декорации образ Льва исследователи встречают с X в. в пространстве вимы: в росписи ряда церквей Каппадокии (Новой Токалы-килисе, конец X в.; в капелле святой Варвары в Соганлы, начало XI в.; предположительно в апсиде церкви Гёреме 4а, первая половина X в., как полагают исследователи, Леонтий Кесарии Каппадокийской). На фресках балканских храмов предпочтительным было изображение Льва в полиставрии – крещатой фелони (например, в росписи церкви праведных Иоакима и Анны (Кралева церковь) в монастыре Студеница, Сербия, 1314 г., в церкви Вознесения монастыря Дечаны, Косово и Метохия, 1348–1350 гг.). Единоличные изображения святого включены в минейные циклы рукописей, икон, в росписи храмов, где их обычно помещают под 20 февраля (возможны отклонения в один день). Его образ представлен на миниатюрах в «Императорском Минологии» второй четверти XI в. (Исторический музей), – под 22 февраля; в «Императорском Минологии» конца XI в. из Музея Бенаки в Афинах; в греко-грузинской рукописи конца XV в. (так называемой Афонской книге образцов – Российская национальная библиотека), – седовласый, с залысинами на лбу, борода окладистая, немного сужающаяся книзу; в светло-сиреневой фелони и голубом подризнике, с омофором, палицей, обеими руками держит кодекс; предположительно поясное изображение – на миниатюре в «Минологии деспота Димитрия Палеолога» (1322–1340 гг.) вместе с другим святителем и преподобным Тимофеем под 21 февраля (на полях подписано только имя преподобного Тимофея, и обозначена календарная дата) – высокий лоб с залысинами, седой, волосы слегка вьются у ушей, борода средней длины, облачён в серо-зелёную фелонь, с омофором, в покровенной левой руке – Евангелие. В настенных минологиях представлен в церкви великомученика Георгия монастыря Старо-Нагоричино, Македония (1317–1318 гг.), – по пояс, средовек с тёмными волосами и тёмной же длинной клиновидной бородой, в фелони, с омофором, покровенными руками держит Евангелие; в соборе Святой Троицы монастыря Козия, Румыния (между 1390 и 1391 гг.), – в рост; в церкви великомученика Георгия в селе Воронец, Румыния (около 1504 г. (?)); в церкви святителя Николая в Пелинове, Черногория (1717–1718 гг.), – полуфигура. В русской традиции Лев в минологиях устойчиво изображается под 20 февраля.

 



 
PR-CY.ru