ЛЕВ

ЛЕВ (VII–VIII вв.) – епископ Катанский, святитель (память 20 февраля, 19 и 21 февраля; память в Западной церкви 20 февраля). Для изучения агиографической традиции, посвящённой Льву, главное значение имеют три текста: краткое Житие, пространное Житие и стихотворное Житие (написано не позднее XIII в. греческим пятнадцатисложником). Текст краткого Жития изобилует элементами разговорного языка, пространное Житие риторично, композиционно сбалансировано, содержит античные реминисценции. Точное время жизни Льва исследователям неизвестно. Установлено, что Юлиан, епископ Катанский (город Катана, ныне Катания на острове Сицилия, Италия), засвидетельствованный в 680 г., был одним из его предшественников, а Феодор, епископ Катанский, подписавший орос седьмого Вселенского Собора 787 г., но известный уже в 785 г., – одним из преемников. В нескольких Житиях Льва указываются имена византийских императоров, при которых он совершал служение: Константин IV (668–685 гг.) и Юстиниан II Ринотмит (685–695; 705–711 гг.), Лев IV (775–780 гг.), сын Константина V (741–775 гг.). Относить служение Льва к сроку правления императоров мешает исследователям то, что при этой хронологии между 680 и 685 гг. (смерть Константина IV) должно произойти слишком много событий: смерть Катанского епископа Юлиана, весь епископат Савина, епископа Катанского (непосредственного предшественника Льва на кафедре), начало бесчинств мага Илиодора и т.д. Пара Лев и Константин может подразумевать соправительство Льва III и Константина V (720–741 гг.),  Льва IV и Константина VI (776–780 гг.) и теоретически Льва V и его сына Симбатия (Константина; 813–820 гг.). Исследователи отмечают, что хотя две независимые датировки указывают на правление Льва IV, явно неслучайная подстановка Константина (в Житиях не уточняется какого) и Юстиниана II вместо Льва (также без уточнения) и Константина (без уточнения), скорее, говорит в пользу того, что служение Льва проходило при иконоборцах Льве III и Константине V; именно из-за приверженности ереси этих императоров они были заменены православными. Впрочем, автору пространного Жития (так же как и автору стихотворного Жития) могло просто не прийти в голову, что Лев IV формально имел соправителем малолетнего Константина VI, и в этом случае пара Лев и Константин не ассоциируется с гонителями православных Львом III и Константином V. А. Акконча Лонго предполагает следующее развитие агиографической традиции, посвящённой Льву. Существовало некое первоначальное Житие (vita primitiva), которое подверглось цензуре из-за содержавшихся в нём иконоборческих элементов, в результате чего появился переработанный текст (vita censurata). К этой переработке восходит Житие, в котором к жителям Катаны последовательно применяется местоимение «мы» и проявляется знание сицилийской и южно-италийской географии. В Константинополе из vita censurata возникло так называемое восточное Житие – vita orientalis, к которому, в свою очередь, восходят независимо друг от друга тексты, а также заметка в Константинопольском Синаксаре.

 



 
PR-CY.ru