ЛЕВ - Страница 2

Некоторые учёные интерпретируют борьбу Льва с идолопоклонством как его приверженность к иконоборчеству. М.Ф. Озепи даже предполагает, что Лев был иконоборческим епископом и верным проводником политики Исаврийской династии, а маг Илиодор – его идейным противником-иконопочитателем. Однако других доказательств этого, кроме возможного приурочения епископата Льва ко времени правления Льва III, нет. Лев IV, как известно исследователям, формально был иконоборцем, но не проявлял активности в насаждении ереси. Тем не менее, исследователи находят примечательным, что иконы ни в одном из Житий не фигурируют. Исследователи это рассматривают как дополнительный довод в пользу датировки исходного текста VIII в. А. Бергер указывает, что историческим прототипом Льва мог быть святитель, который жил гораздо раньше. Исследователь проводит параллель с также насыщенным легендарными элементами Житием Акрагантского епископа Григория, составленным между 750 и 830 гг. Лев фигурирует в переписке папы Римского Григория I Великого между 591 и 603 гг. Латинские Жития Льва – поздние и ценной информации, по мнению исследователей, практически не содержат. Святитель родился в богатой благочестивой семье в городе Равенна. Согласно латинскому Житию, тайно бежал в город Регий (ныне Реджо-ди-Калабрия), где епископ Кирилл наставил его и рукоположил во пресвитера. Однако, согласно греческому Житию, Лев исполнял должность эконома и прошёл все ступени церковной иерархии в родном городе, а после смерти епископа Катанского Савина паства призвала его стать епископом. Императоры Лев и Константин пригласили Льва в Константинополь, где оказали ему разнообразные почести. В Катане Лев превратил языческий храм в церковь Сорока мучеников (или построил её на месте капища), а также воздвиг большой храм во имя мученицы Лукии. По его молитве языческая статуя, поставленная императором Децием на некой высокой постройке, упала и разбилась, а на её месте Лев водрузил крест. После многолетних трудов на благо церкви святитель мирно скончался и был погребён либо в церкви мученицы Лукии, либо в основанном им монастыре вблизи городских стен. На его гробнице совершались чудеса, в частности, исцеление кровоточивой женщины. Мощи святителя впоследствии были перенесены в Рим и положены в храме во имя Турского епископа Мартина. Центральное место во всех без исключения агиографических текстах, посвящённых Льву, занимает история мага Илиодора, представляющая собой один из самых ранних примеров так называемого фаустовского сюжета в европейской литературе. Илиодор был сыном благочестивой и знатной женщины Варвары, имевшей чин патрикии, и очень хотел получить должность эпарха (градоначальника). Поскольку ему это не удалось, он пригласил некоего еврея-колдуна, и тот рассказал ему, как продать душу дьяволу в обмен на сверхъестественное могущество. Сделка совершилась, и Илиодор обрёл магический дар, а также получил в помощники демона по имени Гаспар (согласно стихотворному Житию, Ган).

 



 
PR-CY.ru