ЛАВРИШЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 3

Единственным сохранившимся строением, история которого связана с Лавришевским монастырём, является церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Лавришево Новогрудского района Гродненской области (Беларусь). Этот храм был построен в 1775 г. Однако народное предание называет другое место первоначального заложения Лавришевского монастыря – песчаный «островок» Незвище. Он находится на правом берегу Немана, напротив современной деревни Гнесичи Новогрудского района Гродненской области. Результаты археологических раскопок на территории деревни Лавришево, около Успенской церкви, позволили исследователям выдвинуть предположение, что древний монастырь мог находиться на этом месте. Этому предположению не противоречат фрагменты керамической посуды XIV–XV вв., часть которых может относиться и к более раннему времени, а также комплекс документов «о прекопании реки Болович». Исследователи отмечают, что история Лавришевского монастыря во второй половине XIII в. почти не отражена в источниках. Первые известные вклады в обитель относятся к XIV в. Неясное указание белорусско-литовских летописей на правящего князя Наримонта интересно исследователям с точки зрения хронологии. Если отождествить его с Пинским князем Наримонтом Гедиминовичем (1345–1348 гг.), то возрождение Лавришевского монастыря могло произойти во время его правления. Этому предположению не противоречит запись в Лавришевском Евангелии православного имени младшего сына Литовского великого князя Гедимина – Новгородокского князя Кориата (Михаила; ум. между 1358 и 1363 гг.), владения которого в Понеманье входили в состав Турово-Пинской епархии. Тесная связь Литовского великого князя Войшелка и Подольского князя Юрия Кориатовича с Владимиром-Волынским, в котором тот правил в 1366–1370 гг., по мнению исследователей, может косвенно объяснить появление в монастыре Лавришевского Евангелия. Его календарная часть в значительной мере совпадает с Холмским Евангелием, написанным в последней трети XIII в. В середине XIV – XV вв. первыми ктиторами Лавришевского монастыря стали представители литовской правящей династии и русско-литовской шляхты из Понеманья. Вкладчиками обители были правители Новгородка-Литовского. Помимо князя Кориата (Михаила) Гедиминовича, на богомолье в Лавришевский монастырь неоднократно приезжал Новгород-Северский, Трубчевский и Новгородокский князь Корибут (Димитрий) Ольгердович. Его вклады относятся к периоду между 1377 и 1393 гг., когда он был верховным правителем Понеманья. Исследователям известно, что в Лавришевский монастырь он пожаловал «Гнидковича лукно, пятип…е, и озера и морино». Исследователи не исключают, что позолоченный средник на верхней крышке переплёта Лавришевского Евангелия, на котором был изображён великомученик Димитрий Солунский, также был выполнен на средства, полученные от этого князя. В 1434 г. владевший почти половиной территории Новгородокского (Новогрудского) воеводства сын Киевского великого князя Владимира (Василия) Ольгердовича Слуцкий и Копыльский князь Александр (Олелько), а также его жена великая княгиня Анастасия Московка (дочь великого князя Василия I Дмитриевича) вместе со «своими детми» (по-видимому, князьями Семёном и Михаилом Александровичами) пожаловали Лавришевскому монастырю десятину от доходов из своего дворца Турец. К XV – началу XVI вв. сохранились сведения о не менее чем 14 вкладах в Лавришевский монастырь, которые фиксировались на свободных местах на пергаменных листах Лавришевского Евангелия.

 



 
PR-CY.ru