ЛАВРИШЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 2

По мнению других исследователей, к основанию Лавришевского монастыря имел отношение Литовский великий князь Войшелк, старший сын литовского короля Миндовга. Согласно Ипатьевской летописи, он «оучини собе манастырь на реце на Немне межи Литвою и Новымъгородъком» («Полное собрание русских летописей», том 2). Эти сведения отражены в документах монастырского архива. Однако эта версия, по мнению других исследователей, не имеет самостоятельного характера, а основана на известиях Ипатьевской летописи. Между тем её окончательная редакция, сохранившаяся в обработке, выполненной на рубеже XIII и XIV вв. в Турово-Пинском княжении, так же как и созданное в XIV в. Житие Псковского князя Довомонта (Тимофея), основанную поблизости великим князем Войшелком обитель ни разу не назвали Лавришевским монастырём. По мнению исследователей, это неудивительно, т.к. в крещении князь носил имя Давид, а не Василий. Монашеское имя великого князя Войшелка пока не установлено. Согласно другому раннему церковному преданию, которое подтверждается поздними источниками, история основания Лавришевского монастыря тесно связана с именем Литовского князя Елисея Лавришевского (прославлен в 1514 г.). Сохранился пересказ его жизнеописания. В Густынской летописи, так называемом Летописном своде 1597 г., составленном при дворе князя Константина Константиновича Острожского (его отец был владельцем Пинского княжества), была предпринята попытка согласовать сведения об основании монастыря у реки Неман, которые излагаются в Ипатьевской и поздних белорусско-литовских летописях. Густынская летопись отмечает, что Литовский князь Римунт (в монашестве Елисей) жил в Лавришевском монастыре. В этом источнике основные факты его биографии (хотя и не все) совпадают с биографией великого князя Войшелка, Литовского князя Римунта – с биографией короля Миндовга, а Литовского князя Довмонта – с биографией Псковского князя Довмонта (Тимофея) и отчасти – Литовского и Жямайтского великого князя Треняты: «Сын же Тройденов Римонт, уже во чернечестве сый (живый в монастыре Лавришевъском, имя ему чернеческое Елисей), егда услыша, яко Довъмонт стрый уби отца его и сяде на князстве, изверже из себе чернечество и, собрав войско, пойде на Довъмонта стрыя, иже порази и самого уби. И потом, собрав бояры, посади им на князстве Литовском Витена, гербу Китавров князей Римских, а сам пойде паки в монастыръ, плачася грехов своих, облечеся в чернечество» («Полное собрание русских летописей», том 2, том 40). Таким образом, в основании и развитии Лавришевского монастыря в разное время могли принимать участие несколько принявших православие литовских князей.

 



 
PR-CY.ru