ЛЕВ III ИСАВР - Страница 5

Однако исследователи отмечают, что информация о каких-либо конкретных мероприятиях Льва III Исавра против иконопочитания крайне скудная. Феофан сообщает, что император приказал снять икону Христа над Халки, парадными воротами императорского дворца, причём возмущённые православные, в основном, женщины, убили чиновника, исполнявшего это повеление, за что претерпели мученическую кончину. Исследователи полагают, что историчность этого эпизода сомнительна, но изображение, по-видимому, всё же существовало и действительно было убрано. Лев III Исавр настойчиво, но тщетно добивался от патриарха Германа I официального осуждения культа священных изображений вплоть до 730 г., когда святитель сам оставил кафедру, заявив, что не может провозглашать вероучительные определения без вселенского Собора. Патриархом стал синкелл Германа I Анастасий, которого Лев III Исавр мог легко контролировать, но больше ни о каких иконоборческих действиях императора исследователям не известно. Так, даже из патриаршего дворца иконы были убраны лишь при Константинопольском патриархе Никите I Славянине в 776 г. Сообщение о том, что Лев III Исавр издал некий указ, запрещавший почитание икон, на который и хотел получить согласие Германа I, в современной науке признаётся не заслуживающим доверия. Главное значение событий 726–730 гг. заключалось в том, что император, выдвинув некоторые предложения в области церковного устройства, относившейся к компетенции патриарха, сумел добиться их принятия и тем самым резко сместить баланс политического влияния в пользу государственной власти. Тем не менее, сам факт того, что Германа I не удавалось заставить уйти вплоть до 730 г., свидетельствует об институциональной силе патриархата. Сохранились два послания папы Римского Григория II ко Льву III Исавру, которые в дошедшем до нас виде, исследователи считают несомненно неподлинными, но они восходят к реальным документам. Во втором из них папа Римский отвечает на будто бы сделанное Львом III Исавром заявление: «Я – император и священник», признавая за императором в некотором смысле священническое достоинство, но, разумеется, категорически отрицая его право вмешиваться в догматические вопросы. Иконоборчество Льва III Исавра обличал также Иоанн Дамаскин (три Слова в защиту святых икон). Впоследствии появилась легенда о том, что Лев III Исавр будто бы сжёг училище в Константинополе, в котором преподавал «вселенский учитель» с 12 помощниками, и где хранились книги и царские уставы, поскольку эти мудрецы не согласились присоединиться к иконоборческой ереси.



 
PR-CY.ru